Как мы уже сообщали ранее (см. №30 (316) от 27 октября), в Клинском районе сложилась парадоксальная ситуация. Трасса Москва—Санкт-Петербург на участке 112—114-го км может пройти по деревне с 400-летней историей, коммуникациями и инфраструктурой, кроме того, затронет 2 фермы, остальным жителям придется дышать воздухом на обочине скоростной трассы. Этот вариант стали прорабатывать после того, как в 2007 году был получен отказ в согласовании другого проекта, где не сносится ни один дом, а дорога проходит по краю госкомплекса Завидово. Однако три года назад Владимир Путин, подписав указ №654 от 25 мая 2007 года, увеличил площадь Завидова, и в его границы попали поля, овраги и край леса, по которым должна была идти трасса. Проектировщику пришлось сдвинуть ось дороги и пройти по деревне. От сноса домов собственников оберегает только местная администрация, которая вот уже год не согласовывает новый проект.
Жители писали премьеру, получили отписку, в конце октября обратились за помощью к Дмитрию Медведеву. “От президента ответа до сих пор нет, — рассказал “МК” житель Вельмогова Виктор Филимонов. — Я думаю, что и не будет. Мы уже не верим, что до нашего гаранта можно достучаться снизу, видимо, придется написать Ангеле Меркель или Бараку Обаме — только тогда нас и услышат. Мы пока не знаем, как это сделать, но если наши власти и дальше будут тянуть с решением проблемы — непременно найдем способ”. Виктор Филимонов добавляет, что не раз просил представителей ФГУ “Дороги России” обратиться к президенту, ведь ситуация парадоксальная и для решения требует всего одного слова высшего руководства страны, однако чиновники все время ссылаются на отсутствие компетенции. “Они просто боятся, а нас, простых людей, никто не слышит”, — резюмирует Виктор Васильевич. Кроме того, жители составили список из 25 организаций и частных лиц, к кому в ближайшее время обратятся за помощью.
Пока же вельмоговцы выходят на митинги. В частности — на Пушкинскую площадь в минувшее воскресенье. Несколько человек держали плакаты “Вельмогову — да, дороге через Вельмогово — нет”, “Руки прочь от Вельмогова”. Виктор Филимонов говорил, что кроме сноса частной собственности и разрушения старого уклада жизни второй вариант трассы подразумевает еще и дополнительные траты — 8,5 млрд. рублей, а на эти деньги можно 10 лет содержать все национальные парки страны. Кроме вельмоговцев в митинге участвовали жители Вашутина, где будет снесено около 50 домов, если трассу Москва—Санкт-Петербург поведут в обход Химкинского леса через Молжаниново. (Этот вариант сейчас прорабатывают во ФГУ “Дороги России”.) Некоторые вашутинцы читали о наболевшем по бумажке, не отрывался от листка и ведущий мероприятия. В тот же день в Интернете появился ролик, где видно, как участникам митинга передают деньги в конвертах. Таким образом, вельмоговцы против воли оказались замешаны в очередном скандале, которые сопровождают борьбу за Химкинский лес. “Я видел этот ролик, — сказал “МК” Виктор Филимонов. — Но, честно говоря, это не очень важно. Главное — нам дали возможность рассказать о нашей ситуации общественности, своими силами мы никогда бы не собрали митинг на Пушкинской площади, и не дал бы нам никто”.
Пока что выстроить диалог с жителями пытается ФГУ “Дороги России”: недавно представители деревень ездили на беседу с и.о. генерального директора ФГУ Андреем Журавлевым. Им передали копии официальных отказов в согласовании администрацией госкомплекса Завидово ФСО РФ. Виктор Васильевич, в свою очередь, спросил, как в ведомстве решат вопрос с домами, которые собственники просто так не отдадут: “Журавлев ответил мне, что обратятся в суд и в судебном порядке изымут землю. Но я не понимаю, как они выиграют. У нас в Клину ведь не басманное правосудие”. Жителей возмущает, что землю могут отобрать в судебном порядке вроде бы для государственных нужд, что разрешается законом, между тем трасса Москва—Санкт-Петербург является платной, а прибыль на тех или иных условиях будет получать управляющая компания. “Как это так — забрать собственность у одних людей и отдать другим, чтобы те зарабатывали деньги?” — возмущаются вельмоговцы.
По словам пресс-секретаря ФГУ “Дороги России” Натальи Модиной, по данному вопросу сейчас идет активная работа, однако окончательного решения у “Дорог России” пока нет. По ее словам, оно будет принято на одном из заседаний рабочей группы совместно с жителями Клинского района, пока готовятся вопросы для обсуждения.