Законопроект, внесенный в парламент от имени правительства, был подготовлен в результате долгих согласований позиций светской и церковной власти. Он предлагает дать право государственным и муниципальным органам передать религиозным организациям (по их просьбе) движимое и недвижимое имущество, в том числе и землю. Передавать бесплатно, в собственность или в бессрочное пользование. Причем на памятники культуры федерального значения могут претендовать лишь “централизованные религиозные организации”.
Законопроект вызвал много споров и обоснованное беспокойство музейного сообщества. В результате двухмесячной работы, доложил вчера коллегам глава думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов (“ЕР”), при подготовке текста ко 2-му чтению удалось снять некоторые из поднятых в ходе дискуссии проблем.
Во-первых, теперь более четко прописаны гарантии музеям, библиотекам и другим учреждениям культуры, которым придется покидать обжитые за десятилетия здания и помещения. В плане передачи объекта религиозного назначения церкви должно быть закреплено обязательство предварительно предоставить выселяемым “равноценное” здание или помещение. С указанием сроков и источников финансирования мероприятия…
Некоторые депутаты полагают, что этих гарантий недостаточно. Валерий Селезнев (ЛДПР), к примеру, предложил прописать, что предоставленное учреждениям культуры новое помещение должно быть равноценным старому по площади. На что г-н Попов ответил: такой подход может привести к “ущемлению прав организаций культуры”, потому что сто квадратных метров в центре Москвы и сто квадратных метров у окружной дороги — это “разные по стоимости и качеству вещи”.
Во-вторых, в тексте проекта более четко прописали обязанность религиозной организации, получившей от государства имущество, являющееся памятником истории и культуры, нести все связанные с этим обременения. А именно: выполнять требования к условиями его содержания, обеспечивать доступ к памятнику граждан, в соответствующем порядке и в установленные законом сроки проводить реставрационные и ремонтные работы.
Если же церкви передаются помещения, в которых сейчас живут граждане (речь идет о социальном жилье из муниципальных фондов), — Жилищный кодекс обещает выселяемым другое “благоустроенное жилое помещение” на условиях договора о социальном найме. В какие сроки и за чей счет — все должно быть оговорено в плане передачи объекта религиозной организации. Если же переселенцы стоят в очереди на улучшение жилищных условий — новые квартиры им дадут исходя из “норм предоставления”.
И наконец, по словам г-на Попова, “удалось защитить права арендаторов”, которые пользуются объектами религиозного назначения. В тексте появилось важное уточнение: передавать церкви арендуемое помещение, здание или землю в безвозмездное пользование можно лишь после прекращения срока действия договора аренды. Если же имущество церковь получает в собственность, добросовестного арендатора выгонять тоже нельзя — ему, видимо, придется вести нелегкие переговоры о расторжении или изменении условий договора аренды с новым собственником.