Возможно, вы читали где-то: Россия заняла 154-е место из 178 возможных в индексе уровня коррупции стран мира. Годом ранее в том же рейтинге у нас было 146-е место. Мы там совсем рядышком с Папуа — Новой Гвинеей, Таджикистаном, Конго и Гвинеей-Бисау. Проблема не новая, сейчас критиковать коррупцию даже как-то модно. И правильно. Но что меня удивляет, так это особо горячая критика коррупции со стороны представителей партии власти.
Кипятятся-то они горячо, но так и тянет спросить: почему коррупция рассматривается вами как какое-то самостоятельное явление, какой-то внешний враг или какая-то ржавчина, которую можно срезать, — да только руки не доходят. Может, такая коррупция — это часть системы, неизбежная — при политическом монополизме, фундаментальная — при пещерном капитализме?
Попробую ответить на этот вопрос. Размышляя над самыми свежими инициативами “Единой России” и ее подносчика снарядов господина Кудрина, я задумался о разнице между капитализмом на Западе и у нас. В чем она? Если на Западе криминал и коррупция “вырастали” из капитализма, были прямым его следствием, то в России — наоборот. Наш современный капитализм родился от союза криминала и коррупции. Во многом по этой причине его главный признак — полное отсутствие чувства меры в реализации безудержной либеральной политики.
Но и это не все. Капиталистическая Россия, которая называет себя “Единой”, не только полностью игнорирует слова о социальном государстве, торжественно прописанные в Конституции, она даже капитализм развивать не способна.
Что значит “развивать”? Ну, к примеру, развитие капитализма по западной модели, как мы знаем из опыта XX века, — это вектор, стремящийся к более или менее взвешенному распределению благ. И не потому, что там капитализм “хороший”. На мой вкус, его хорошего не бывает. Отчасти такое развитие событий восторжествовало под влиянием конкуренции с СССР, под давлением активного рабочего и левого движения. А отчасти просто потому, что партийная система этих стран была и является более сбалансированной: не пропускает таранного продавливания интересов какой-то одной социальной группы. У нас и этого ничего нет. Ворота открыты, забивай! И методы становятся бесконтрольными, алчными, авантюрными.
Одно серьезное потрясение было в обществе после принятия партией власти скандального закона о монетизации льгот в 2005 году (будем называть вещи своими именами: закона о запрете льгот). Его можно как угодно объяснять экономически, но с моральной точки зрения это был шаг назад в развитии отношений между государством и обществом. Сейчас подкатывает следующая волна. Чего от нее ждать?
Первое: скоро вступит в силу уже нарицательный закон №83, после которого бюджетные учреждения всей страны фактически станут работать в коммерческом режиме. Закон длинный, сложный, но суть — очень простая. Государство не хочет давать денег, государство говорит: учреждения, зарабатывайте! И тут возникает резонный вопрос: на ком зарабатывать?
Ответ на поверхности: на гражданах, на обществе. Вот он, реальный лозунг “Единой России”: “Вкалывай!”. Вкалывай как раб или белка в колесе, ведь теперь нужно еще больше денег на образование и медицину. Представляете, какие прайсы начнут нам выкатывать из-за безденежья и просто из корысти? Хотя и самим учреждениям придется туго. То незначительное финансирование со стороны государства, которое останется, будет завязано на предоставлении “государственных заданий”. Имеешь задания — живешь, не имеешь — тебя прихлопнут. И кто же будет определять, кому давать задания, а кому нет? Кого ликвидировать, а кого оставить? Правильно: чиновники. Те самые, которые соседствуют с Папуа — Новой Гвинеей в мировом рейтинге коррупции.
Второе: налоги на недвижимость. Точнее, рыночные налоги на приватизированную недвижимость. Это давняя мечта партии власти и ее либеральных министров. Ну вроде все уже отобрали: советские сбережения, советские льготы, систему социальных учреждений, ан нет — остались квартиры. Не могут они простить, что новое дворянство “вынуждено” искать элитное жилье на окраине, а бабушка-ветеран или семья профессора продолжают жить в хорошей квартире в центре. Выжить холопов можно лишь одним способом: заставить платить налоги не по оценке БТИ, а по рыночной стоимости жилья. Представляете, какой будет налог? Вот-вот. Так что еще один реальный лозунг “Единой России”: “Съезжай!”.
Третье: на горизонте платные дороги. Точнее, то, что у нас принято называть дорогами. Если задуматься, то это единороссы должны еще приплачивать обществу и за пробки, и за запущенное состояние трасс. Но вместо вложения средств в инфраструктуру, вместо строительства современных дорог снова хотят схватить граждан за карман. Нет, конечно, бесплатные дороги останутся, только станут “дорогами для бедных”. Какими они будут? Видимо, такими, что придется рисковать жизнью. Так что тем, кто хочет комфорта и безопасности, придется платить. Так мы имеем еще один реальный лозунг “Единой России”: “Плати!”.
Причем эта клацающая прожорливой пастью политика касается буквально всего.
Возьмем... да хотя бы футбол. Что такое перевод нашего чемпионата с системы “весна—осень” на систему “осень—весна”? Элитарные клубы, имеющие больших спонсоров, не хотят играть вразнобой с европейскими чемпионатами. Но таких клубов у нас от силы десяток. Они могут обеспечить себе подогрев поля, теплые манежи, все условия. А другие? В первой, второй, третьей лигах? Видимо, они будут играть в лужах и сугробах.
Чиновники из Российского футбольного союза даже не скрывают, что слабым клубам придется просто исчезнуть. Затевается “естественный отбор”, который приведет к окончательному убийству массового футбола в стране. Конечно, зачем чиновникам слишком много клубов, которые не приносят им прибыль? Не нужны.
Как совершенно неинтересно им и желание болельщиков ходить на стадион в июле, а не в декабре. От партии власти реакции нет. Выходит, еще один реальный лозунг “Единой России”: “Мерзни!”.
В каждом движении, в каждом шаге, в каждом принимаемом властями законе читается одно: ГРАЖДАНИН ДОЛЖЕН ЗАПЛАТИТЬ чиновнику.
Единороссы называют такой свой капитализм… консерватизмом.
Красиво. Красиво и отвратительно. И страшно безответственно. Ведь все это врезается и вгрызается во все общественные кровотоки.
Возьмите хоть визит к врачу, хоть ремонт квартиры, хоть похороны, да все что угодно: отовсюду, из-под каждой рекламы, как тот черт из табакерки, выскакивает “дай, дай, дай, дай”!
Сними с себя три шкуры, выложи последнее, а качество работы — еще под вопросом. И нет в этом вины общества. Не люди плохие. Сами — уставшие от гонки. Нравы таковы, каковы законы. Законы первобытной “Единой России”, которая хитро камуфлирует свои реальные лозунги.