В Роскосмосе, откуда в Минобороны было направлено несколько дубликатов представления к награде Сураева, не скрывали своего недоумения — военное ведомство молчало... А вскоре еще и президент утвердил новое положение о государственных наградах, в котором не было четко прописано, достойны или нет наши космонавты Звезды Героя России. Чтобы прояснить этот вопрос, “МК” обратился с официальным запросом в Администрацию Президента и получил четкий ответ: “...никаких существенных изменений в связи с выходом нового положения о госнаградах в порядок награждения летчиков-космонавтов не вносится. Как и прежде, за первый космический полет они представляются к званию Героя Российской Федерации и присвоению почетного звания “летчик-космонавт РФ”. За последующие полеты их, как правило, награждают иными наградами Российской Федерации”. Вот теперь ясно и понятно — стимул становиться космонавтами у нынешних школьников и студентов не отняли.
Но вот что касается другой государственной награды — вновь учрежденной медали “За заслуги в освоении космоса”, тут не было ясности, какие льготы получат ее обладатели. Как выяснилось — никаких. Ни космонавты, получившие медаль (к примеру, за повторный полет), ни их наставники, ни конструкторы со строителями ракет и даже иностранные граждане, внесшие особый вклад в развитие ракетно-космической деятельности, никаких дополнительных привилегий не получат. В сообщении АП подчеркнули, что в данном случае “...сам факт награждения государственной наградой является высшей формой поощрения граждан за заслуги перед государством”.
В заключение в Администрации Президента нас заверили, что история с награждением Максима Сураева Звездой Героя России в самые ближайшие дни должна разрешиться самым благоприятным образом.