Активисты движения в защиту 31-й статьи Конституции (“Граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование”) начиная с июля 2009 года каждый месяц, на который приходилось 31-е число, подавали заявки на проведение митинга на Триумфальной. Но еще ни разу акция не была санкционирована властями и заканчивалась разгоном собравшихся и задержаниями.
— Мне позвонили и попросили зайти за положительным ответом, — рассказала “МК” председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева. — Раньше нам звонили через день-два после подачи заявки и говорили ответ, а потом присылали письмо по почте — но оно долго идет. Поэтому сама схожу за ответом.
Два последних раза в проведении митинга было отказано по причине реконструкции (по официальной версии, на площади планируется строительство подземной парковки) — 25 августа Триумфальную огородили забором. В главном архитектурно-планировочном управлении Москомархитектуры нам сообщили, что работы на Триумфальной идут — сначала “туда запустили археологов, и они уже сделали два вскрытия”.
— Гостиницу “Пекин” хотят превратить в пятизвездочный отель, а к нему нужна парковка, — прокомментировал “МК” ситуацию сотрудник ГлавАПУ.
Вопрос эксперту
<p><strong>“Почему “Стратегии-31” разрешили митинговать на Триумфальной”?<br /> </strong></p> <p><strong>Евгений МИНЧЕНКО, директор Международного института политической экспертизы:</strong> “Ситуация со “Стратегией-31” была тупиковой: постоянные запреты и разгоны только усиливали популярность акции, потому что эти скандалы освещала пресса. Было понятно: если перестать их разгонять — на активистов будут обращать гораздо меньше внимания. Но власть не могла разрешить новые акции — это бы означало, что ее вынудили, додавили. А теперь федералы могут сохранить лицо, сказав: все запреты исходили от прежней столичной власти, мы-то не против... В результате этого решения накал страстей вокруг “Стратегии-31” спадет, она перестанет быть постоянно воспроизводящимся информационным поводом. Проведут тихий мирный митинг, который мало кто заметит и о котором моментально забудут”.</p> <p style="text-align: right;"><strong> </strong></p>Заявку на проведение “дня донора” на 31 октября подавало также молодежное движение “Россия молодая” (“по традиции” оппозиционные акции власти пытались нейтрализовать, давая разрешение на мероприятия прокремлевской молодежи). Пресс-секретарь “России молодой” Наталия Маслова рассказала “МК”: “Власти предложили нам взять участок около Триумфальной площади между Брестской улицей и гостиницей “Пекин” с 10 до 17 часов. Нас будет 200 человек”. На вопрос, почему в мэрии Москвы санкционировали митинг “Стратегии-31”, она предположила, что это связано с “новой тактикой правительства”. Оппозиционерам отвели тот же самый участок — но с 18.00.
По словам Людмилы Алексеевой, теперь, когда разрешение получено, “Стратегия-31” свою деятельность не прекратит:
— Я надеюсь, что теперь у нас будут разрешенные митинги. Защита 31-й статьи Конституции совсем не кончается после того, как митинги разрешают! Мы создали традицию — теперь мы будем ее поддерживать.
Оппозиция планирует продолжать проводить акции до тех пор, пока “хоть где-нибудь, хоть какие-нибудь митинги в России будут запрещать”.
Правда, есть условие, способное омрачить проведение митинга “Стратегии” 31 октября — количество участников не должно превышать 200 человек (хотя заявка была подана на 1500 участников). Интересно, что будет, если придет больше?
Уведомление об акции, поданное в московскую мэрию 18 октября, было подписано Эдуардом Лимоновым, Людмилой Алексеевой и активистом “Левого фронта” Константином Косякиным. Согласовать свои позиции по поводу грядущего мероприятия они собирались в среду вечером — на момент подписания номера итоги обсуждения еще не были известны.