Нельзя сказать, что произошло нечто совершенно неожиданное. Сергей Собянин вот уже пару лет как упоминался в качестве возможного сменщика Юрия Лужкова. И 28 сентября, когда Медведев в Китае утратил доверие к экс-градоначальнику, мы все уже знали, что Собянин — один из главных, приоритетных кандидатов.
Просто мы привыкли ждать от власти подвоха. Сначала “Единая Россия” долго тянула с составлением своего списка кандидатов в мэры (то есть на самом деле никак не могла получить этот “свой” список из Администрации Президента). Потом в списке оказался нежданный-негаданный министр транспорта Игорь Левитин. Затем президент целых шесть дней размышлял об очевидном, между делом предлагая заветный пост Арнольду Шварценеггеру. Да еще 15 октября в семь утра случилась какая-то информационная фигня: телеканал “Россия-24” сообщил, что кандидатуру Собянина уже внесли, а всего через час выяснилось, что никто ничего не вносил. Ибо президент в такое время спит (отдыхает), а технология внесения мэра во сне, несмотря на успехи федеральной модернизации, еще не разработана.
В общем, внеся в пятницу вечером Собянина, Медведев разрядил-таки нездоровое напряжение. Думаю, именно поэтому новый мэр был провозглашен накануне выходных. Ведь если бы президентское решение огласили в будний день, да еще с утра, производительность труда в столице могла бы резко снизиться: москвичи напропалую бы обсуждали нового градоначальника, забросив станки, кульманы и скрипки. А так — пик обсуждения пришелся на уик-энд, а сегодня коллективное московское сердце уже успокоится. Все равно — не нам выбирать.
Федеральные и столичные начальники поспешили грядущего мэра одобрить и признать. Борис Грызлов проявил всю свою проницательность, заявив, что Собянин “будет пользоваться уважением москвичей”. Лидер российских либералов и демократов Владимир Жириновский подчеркнул, что “замена Лужкова на Собянина будет воспринята положительно, потому что это более высокий уровень культуры, интеллекта”. Лужков же, по версии Жириновского, “мужичковый руководитель, у которого пасека”. Но ярче всех высказался все еще временно исполняющий обязанности мэра Москвы Владимир Ресин: по его мнению, президент, выдвинув кандидатуру Собянина, “попал в очко”. В контексте бессмертного путинского призыва “мочить в сортире” такое утверждение звучит, конечно, несколько двусмысленно. Но, в конце концов, Ресин — строитель, а не политолог, ему вполне простительны сентенции на грани фола.
И только один высокопоставленный чиновник администрации разбавил бочку новомэрского меда своей фирменной ложкой дегтя. В интервью, опубликованном в Интернете, он строго указал, что Юрий Лужков изначально был креатурой “радикального публициста” Гавриила Попова. Видимо, таким образом он пытался вызвать у москвичей приступ ностальгии по временам, когда мы сами выбирали себе мэра, а заодно мирно и без оружия собирались на Манежной площади в количестве многих тысяч. Вослед он высказал предположение, что при мэре Собянине в Москве качественно возрастет влияние “Единой России” (только этого нам не хватало!), а кроме того, “политические молодежные движения, такие, как “Наши”, “Россия молодая”, “Молодая гвардия “Единой России”, к которым прежнее московское руководство — видимо, вследствие значительной разницы в возрасте — относилось настороженно, получат дополнительную поддержку и смогут активнее развиваться”.
Значит ли это, что при новом градоначальнике Москву, как прежде мероприятия оппозиции, будут периодически забрасывать с воздуха искусственными фаллосами, за счет федерального бюджета предложат москвичам проституток в рамках социальной программы “Катя Муму”, а также завесят город плакатами с эротическими призывами юных студенток к Владимиру Путину, чиновник не уточнил. Но лично мне уже как-то неуютно. Видимо, из-за разницы в возрасте.
Тем временем первый вице-премьер Игорь Шувалов — который, по слухам, и сам не прочь был стать мэром, но что-то там не срослось, может, Шувалова готовят на еще более высокий федеральный пост — из далекого Владивостока дал Сергею Собянину инструкции, как работать на новом месте. По словам Шувалова, наследник Лужкова должен построить “совершенно другой город”, в котором будет комфортно прежде всего детям и старикам. Но главное: Москва больше никогда не будет государством в государстве, как при Лужкове. Московская самость и “отдельность” засим завершаются. Столица — уважаемый город, но всего лишь один из субъектов Российской Федерации. И тех фактических полномочий, что были у Лужкова, Собянин, видимо, не получит. Все ключевые вопросы столичного бытия и сознания будут решаться федеральной властью. Мэр явится проводником кремлевской мудрости — не меньше, но и не больше того.
Провожая Собянина в его крестный московский путь, президент Медведев сформулировал новому мэру две главные задачи: а) ликвидация пробок; б) борьба с коррупцией. Многие из нас, наверное, думают, что эти проблемы нерешаемы в принципе. А я вот дерзко думаю, что — решаемы.
Правда, для этого нужно принять одно эпохальное решение. И не московского, а самого что ни на есть общенационального уровня. Надо: убрать из города Москвы столицу России. Вот и всё.
На правах коренного москвича, прожившего в этом городе 40 лет, скажу: Москва устала корчить из себя столицу империи, которой давно не существует. Она должна отдохнуть. Замазать зеленкой царапины и зализать раны. Отложить сверхамбициозные планы и несбыточные проекты. Притом, вестимо, центр деловой активности великороссов все равно останется в Москве. Но политическая и административная столица должна быть в другом месте. Тем самым произойдет географическое отделение бизнеса от бюрократии, а это — первейшая предпосылка победы над всеобщей коррупцией.
Пришло время реализовать вековечную русскую мечту: вырваться из мерзлых глубин континентальной Евразии к теплому морю. Потому новая столица должна быть в Сочи. Именно там и только там.
Отказ от столичного статуса спасет Москву. Уедут чиновники — уедут с ними и мигалки, и перекрытия дорог. Но главное — в городе станет меньше безумных денег. А значит — меньше возможностей для повсеместных строек и других завиральных сюжетов, убивающих городскую среду.
Но переезд столицы разрешит и будущую судьбу самого Сочи. Уже сегодня эксперты сокрушаются: куда денется вся гигантская инфраструктура города после Олимпиады-2014? Что станется с новопостроенными отелями, офисами, жилыми комплексами, трассой “Формулы-1”, наконец? Переезд в Сочи столицы — для начала по крайней мере президента с его администрацией и аппаратом Совбеза — даст радикальный ответ на все эти вопросы.
Да и мозги наших высоких руководителей в Сочи заработают совсем по-другому. Когда чиновник спит в первозданном воздухе гор, а работает прямо у кромки моря, он куда больше склоняется к стратегическому мышлению и меньше — к мелкому крысятничеству. Перенос столицы изменит саму философию управления нашей Россией.
Москва должна попрощаться со столицей, а столица — с Москвой. Это решение сложное, но единственно верное. Надо уже готовить его.