В принципе слова Лукашенко даже нельзя считать угрозой. Это просто констатация факта. Действительно, никаких союзов с нелегитимным президентом у России быть не может — это ясно и так. И Дмитрий Медведев, делая суровые заявления об “адекватной” оценке избирательного процесса, и многочисленные комментаторы и политологи, заявляющие, что непризнание итогов выборов в Белоруссии вполне возможно, естественно, подразумевают, что все интеграционные процессы с участием соседнего государства будут на время заморожены. До прояснения ситуации с властью в Белоруссии.
Но в Минске-то, судя по всему, говорят не о естественной юридической коллизии, а об очередной попытке шантажа. Мол, “назло папе, назло маме утоплюсь в помойной яме”. Причем без аллегорий: для Белоруссии этот возможный демарш будет иметь именно такие последствия. Все-таки в рамках Союза, СНГ и Таможенного союза для наших соседей, несмотря на все обострения, продолжает действовать ряд существенных льгот и преференций. Желая запугать Россию своим полным “уходом в отрыв”, Лукашенко готовит свое экономическое самоубийство. При этом он существенно облегчает задачу российским политикам, которые сейчас размышляют: додавить Лукашенко санкциями или погодить?
Единственное, что может огорчить Россию в этом плане, — так это утрата военного сотрудничества с Белоруссией. Не так давно наши страны синхронно ратифицировали соглашения о совместной охране внешней границы Союзного государства и о создании Единой региональной системы (ЕРС) ПВО. Не будет Союза — не будет и совместных оборонных проектов. Не зря Лукашенко постоянно увязывает различные экономические вопросы в отношениях двух стран с комплексами в Барановичах и другими военными объектами. Но здесь возникает вопрос: в сложившейся ситуации эти совместные проекты действительно укрепляют обороноспособность России или, наоборот, делают ее уязвимой? Ибо безопасность зависит от “недобросовестного партнера”. Какой Лукашенко союзник, он уже показал на примере Южной Осетии и Абхазии. Поэтому думается, что если Батьке это будет выгодно — он и границу откроет, и ПВО вовремя не сработает.
Ну и последний вопрос — совсем наивный. А откуда Лукашенко знает, что он на выборах победит? И почему опасается, что Россия эти выборы не признает? Медведев ведь пообещал “адекватную оценку”. Или Лукашенко может существовать только в неадекватной атмосфере?
В конфликт между российским и белорусским руководством вмешалась Госдума, приняв заявление “О ситуации в российско-белорусских отношениях”.
Проект заявления подготовил Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками. Его глава Алексей Островский (ЛДПР) доложил: причина появления документа — “крайнее напряжение, возникшее в последнее время в межгосударственных отношениях, хотя некоторые пытаются представить это как ухудшение личных отношений двух руководителей”. В заявлении говорится, что “руководством Республики Беларусь” (фамилии Лукашенко там нет) “используется антироссийская риторика”, вызывающая “недоумение и полное неприятие у российского народа”. Появление такой риторики объясняется “конъюнктурным политическим интересом”, связанным с предвыборной кампанией в союзной Беларуси.
За Батьку вступились только коммунисты. Они подготовили альтернативный проект заявления, который думское большинство даже не стало рассматривать. В нем говорится, что используемые российским руководством формы и методы работы с Белоруссией, “в т.ч. проявляющиеся в выступлениях и риторике высших должностных лиц страны, вызывают неприятие у российского и белорусского народов” и противоречат “духу многовековых культурных и экономических связей”. “Грязную кампанию”, как утверждают коммунисты, развязали против Лукашенко “подконтрольные власти российские СМИ” из-за нежелания белорусских властей отдавать недвижимость и промышленные объекты “по ценам, которые диктуются российскими олигархическими и бизнес-структурами”.
Константин ЗАТУЛИН, руководитель Института стран СНГ:
“Я не слышал заявлений Лукашенко о выходе из интеграционных структур, а видел только сообщения со ссылкой на “источник в Минске”. Согласитесь, это не одно и то же. Но даже если это и было сказано, то — в запале, что с белорусским президентом иногда случается, однако в реальности у него таких планов, конечно, нет. В Минске опасаются, что из-за осложнения отношений между нашими президентами Москва не признает результаты выборов. Думаю, что эти опасения напрасны. Конечно, этого очень хотелось бы некоторым нашим западным партнерам, которые мечтают войти в Белоруссию и начать решать там вопросы, но России это невыгодно. Неразумно впускать во внутренний двор СНГ западные страны и позволять им становиться вершителями судеб на нашей территории. Мы уже были свидетелями и, к сожалению, соучастниками непризнания итогов выборов на Украине. Как мы знаем, ни к чему хорошему для России “оранжевая революция” не привела. России невыгодно входить в антилукашенковский западный фронт. Президент Белоруссии — это домашняя проблема союзного государства.
Выход Белоруссии из интеграционных структур привел бы к катастрофическим последствиям для белорусской экономики и для российской безопасности на западном направлении, ведь она строилась с учетом вклада Белоруссии”.
Геннадий ГУДКОВ, зампред Комитета Госдумы по безопасности:
“Не нужно преувеличивать значение Белоруссии для обороноспособности нашей страны. Конечно, отрыв Белоруссии ухудшит военно-политическое положение России, но не катастрофически. Причем нужно понимать, что одномоментный выход из интеграционных структур невозможен, это процесс, который в любом случае займет годы. Если Лукашенко решит порвать с Россией, то попадет в очень уязвимое положение. От его позиции уже ничего не будет зависеть. Ему придется ждать и гадать: захочет ли Запад принять Белоруссию такой, какова она есть? Батьке это не нужно. Но и Россия все-таки должна вести себя более аккуратно, не толкать лидера традиционно дружественной страны на демарши, а выстраивать диалог”.
Леонид ИВАШОВ, президент академии геополитических проблем:
“Если мы не признаем выборы в Белоруссии, то потеряем последнего настоящего союзника. Во-первых, с нами уже никто не будет всерьез и конфиденциально разговаривать. Уже были угрозы, что мы можем раскрыть какие-то неприятные подробности переговоров с Лукашенко. Что мешает Назарбаеву или Саргсяну перенести эту ситуацию на себя? Во-вторых, на территории Белоруссии у нас находятся стратегические объекты ПВО, ПРО, связи с подлодками. Их придется выводить. В-третьих, с Белоруссией у нашего ВПК самая серьезная интеграция, сейчас работают 32 разных совместных проекта. Их придется сворачивать. В-четвертых, Белоруссия прикрывает нашу Калининградскую группировку. Если она становится нейтральным государством, то группировка оказывается окружена. Наконец, в-пятых, выход Белоруссии из ОДКБ ставит на нем крест, он теряет смысл. Все остальные страны-участницы, вместе взятые, могут выставить максимум две бригады. Все, что мы получим взамен, — повышение доходов “Газпрома”. Если президента как представителя крупного собственника компании интересует только это, то тогда, конечно, признавать выборы не надо”.