Минфин ежегодно перечислял ее величеству 38,2 млн. фунтов стерлингов (около $60 млн.), из которых оплачивались расходы королевской семьи, выплачивались зарплаты сотрудников и обслуживающего персонала. Значительные суммы уходили на ремонт и содержание дворцов и летней резиденции монарха. До сих пор королева сама решала, как распределить поступающие ей средства. Однако ситуация в корне меняется. Впервые за более чем тысячелетнюю историю монархии королева должна будет отчитываться, как и на что потрачены деньги налогоплательщиков.
Общеизвестно, что Елизавета очень экономно распоряжается имеющимися средствами и даже умудряется сокращать расходы на свое содержание. Королевские советники объявили в четверг, что содержание монархии обходится каждому гражданину Великобритании приблизительно в 60 пенни в год. Впрочем, как заявил “держатель кошелька королевы” (руководитель финансового отдела канцелярии ее величества) Алан Рид, “Великобритания не стремится к тому, чтобы ее монархия была самой дешевой в мире”.
В докладах о расходах королевы, которые регулярно публикуются в печати, сообщается, что за последние 12 лет они сократились более чем вдвое — с 87,3 млн. фунтов до нынешних 36,2 млн. В то же время доходы от королевской собственности, которые, согласно договоренности, заключенной в 1760 году, поступают в государственную казну, возросли с 93,5 млн. до 163 млн. фунтов. Тем не менее комиссия, проверявшая по требованию парламента королевские финансы, пришла к выводу, что работа ведется недостаточно эффективно. Так, за 2009 год долги монарха выросли с 983 тысяч фунтов до 2,773 млн. Кроме того, поставщики жалуются, что Букингемский дворец часто задерживает оплату счетов.
По мнению профессора юриспруденции Открытого университета Гари Слаппера, нынешнее решение британских властей — еще один важный шаг в направлении дальнейшего ограничения прав монархии. “Процесс начался в 1215 году с подписания “Великой хартии вольностей”, которая принуждала короля чтить и соблюдать права и привилегии высшей знати, — говорит ученый. — Другой важный прецедент возник в 1599 году, когда верховный судья постановил, что монарх не может вмешиваться в работу судов, “поскольку споры между сторонами должны разрешаться по закону, а не по воле короля, который не является профессиональным юристом”.