Раньше развивали производство, а переработка, что называется, загибалась, обрисовал проблему ДАМ. Износ мощностей в пищепроме, как ему доложили, составил 70%. Мало того, 30% заводов по производству круп были построены еще до Октябрьской революции.
В этом месте Медведев по традиции потребовал “модернизацию” и “энергосберегающие технологии”. Но тут же признал: “Однако это проще сформулировать, чем достичь”.
Выступавшая следом министр сельского хозяйства Елена Скрынник сделала упор на проблемы с доставкой. По ее словам, продуктам на пути к потребителям приходится преодолевать огромные дистанции. Так, молоко в среднем перевозят на расстояние от 500 до 600 км. Цены на овощи также подогреваются дефицитом современных складов. Потери при хранении составляют 15%.
Скрынник предложила включить переработку и транспортировку в госпрограмму по АПК. “Сколько это будет стоить?” — поинтересовался президент.
— 10 млрд. По самым скромным подсчетам.
— Когда деньги будем делить, можно будет скромность на себя надевать. Сейчас можно не скромничать.
Последовав совету Медведева, остальные докладчики и впрямь не скромничали. “Мясной” бизнес попросил “прямые дотации производителям”, ссылаясь на уровень рентабельности мясопереработки в 2—3%. Еще одна инициатива — закупать в Госрезерв куриные консервы вместо говядины, производство которой падает. Президент, конечно, посомневался насчет такой замены, но проработать вопрос Скрынник все же поручил.
Также отличились сыроделы: попросили Медведева уменьшить пошлины на ввоз оборудования и подарили собеседнику фотографию сыра. Хоть не дырку от него.
Обсудили и хлеб. ДАМ признал, что так называемые социальные сорта могут быть и “похуже качеством”. Главное, чтобы дешево: “В этой группе населения большинство людей не способно заплатить, допустим, на 3—5 рублей больше”. Населению побогаче, по Медведеву, все равно, сколько платить, — “30 или 50 рублей за кусок хлеба”. Прямо как в дорогих столичных ресторанах.
Но все же главной героиней совещания стала рыба. Представитель рыбпрома предложил Медведеву пропагандировать этот продукт. “Надо не пропагандировать, а ловить и поставлять на стол”, — отрезал Медведев, быть может, намекая на рекламу, заказанную Федеральным агентством по рыболовству, со слоганом “Рыба ждет!”.
— Ловить мы уже научились, — поправил президента глава агентства Андрей Крайний. — Но предприятия безнадежно отстали — износ более 70%. Правда, строим и новые. Заводы Аляски нервно курят в сторонке по сравнению с камчатскими.
Однако народ все равно охотнее покупает дешевую китайскую и вьетнамскую продукцию. Даже несмотря на то, что половина такой рыбины — лед.
Крайний предложил спасти ситуацию, поиграв с пошлинами. А именно: повысить вывозные на необработанную рыбу и ввозные на готовую продукцию. На оборудование для рыбохозяйственной отрасли он и вовсе запросил нулевые ставки. “Как “разгоним” свой рыбпром, опять повысим”, — пообещал чиновник. Медведеву идея понравилась: “Это вполне цивилизованный способ отстроить свою промышленность”.
Мурманск.
ЦИТАТА ДНЯ: “Надо не пропагандировать рыбу, а ловить и поставлять ее на стол”. Президент Дмитрий Медведев на совещании в Мурманске 15 сентября 2010 года.