С весны 2010 года чиновники федеральных, региональных и местных властей отчитывались о заработках в соответствии с предложенным президентом Дмитрием Медведевым законом “О противодействии коррупции”. Тогда пример подавали сам президент и премьер Владимир Путин. Годовой доход главы государства — чуть больше 3,3 млн. рублей, у премьера — 3,8 млн. рублей. Заработок их жен был еще скромнее. Но ни для кого не секрет, что часто именно жены чиновников, руководителей субъектов Федерации и членов парламента имеют доход гораздо больше, чем их мужья, а квартиры, земельные участки и автомобили записаны на них. Так, например, заработок Игоря Шувалова, заместителя премьера, в 6,5 млн. рублей не идет ни в какое сравнение с доходом его жены Ольги — 641 млн. рублей.
Согласно приказу Минфина, чиновник ведомства должен подать заявление о нераскрытии доходов в отдел кадров своего ведомства. После этого заявление рассматривает специальная комиссия. Такие комиссии сейчас создаются во всех федеральных ведомствах в соответствии с другим антикоррупционным указом президента — “О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов”. К сожалению, нечеткие формулировки этого указа предоставили избыточную широту административных усмотрений.
В Минфине поясняют, что помимо письменного отказа супруги или супруга комиссия может учитывать другие обстоятельства — наличие детей от первого брака, связь с которыми не поддерживается, проживание семьи за границей и т.п. Впрочем, действительно получить возможность скрывать доходы членов своей семьи чиновники смогут лишь тогда, когда проект приказа будет утвержден.