Уже 20 лет, как российских лидеров донимают вопросом: когда же наконец тело Ленина вынесут из Мавзолея и предадут земле. На этот раз в роли “дежурного вопрошающего” выступил журналист британской “Таймс” Ричард Бистон. А вот ВВП решил ответить не по-дежурному: “У меня встречный вопрос: Кромвель был лучше или хуже Сталина? А памятники ему стоят в Великобритании. Всему свое время. Придет время — и российский народ решит, как с этим поступить”.
С формальной точки зрения Владимир Владимирович прав. Сегодня в Британии как минимум три больших памятника лидеру первой английской революции и губителю казненного короля Карла I. Один из них даже стоит прямо рядом со зданием парламента в Лондоне. Однако вот посмертные судьбы тел двух революционных вождей сложились очень по-разному.
Когда в 1658 году лорд-протектор британского содружества Оливер Кромвель покинул этот мир, его похоронили со всеми почестями в Вестминстерском аббатстве в центре столицы. Но уже в 1661 году, после воцарения на престоле сына казненного короля Карла II, тело “цареубийцы” вытащили из могилы и подвергли ритуалу “посмертной казни”. Сначала повешенный труп в цепях выставили на всеобщее обозрение. Затем тело бросили в глубокую шахту. А предварительно отрезанную голову Кромвеля надели на кол. Там она пугала лондонцев в течение следующих 24 лет. После этого голова покойного трибуна революции стала достоянием коллекционеров. Похоронили ее только в 1960 году.
Задали Путину и еще один набивший оскомину, но тем не менее актуальный вопрос: не будет ли российской политической системе нанесен вред, если нынешний премьер станет в 2012 году новым старым президентом? “В свое время президент Соединенных Штатов Рузвельт избирался четыре раза подряд. Подряд! Потому что это не противоречило американской Конституции”.
Если быть формалистами, то здесь опять же все правильно. Двадцать вторая поправка к Конституции об ограничении пребывания одного человека у власти двумя сроками была принята уже после смерти Рузвельта в 1947 году. Но здесь дьявол скрывается в деталях.
Отказавшись баллотироваться на третий срок, первый президент США Джордж Вашингтон положил начало почитаемой американской политической традиции. Отсидев в Белом доме два президентских срока, Франклин Рузвельт тоже был готов покинуть свою должность. Но в 1940 году в мире сложилась крайне опасная ситуация. И Рузвельт решил: лучше меня никто из других американских политиков не сможет противостоять Гитлеру. Те же самые аргументы заставили уже смертельно больного президента выставить свою кандидатуру и на выборах 1944 года. Спрашивается: сильно ли все это похоже на современную российскую и мировую ситуацию?
Прокомментировать все это можно словами самого ВВП на том же Валдае: “История — такая штука, которая не требует суеты”. Лучше, наверно, не скажешь даже при всем старании.