Действительно, как дипломат мог «урегулировать вопросы, связанные с недвижимостью, приобретенной россиянами», если покупать дома и квартиры в Абхазии имеют право только граждане республики? Вызывает удивление также версия абхазских следователей об «убийце из Сибири»: утверждается, что в семье дипломата якобы мог иметь место конфликт, а недавно он как раз вернулся из отпуска. Однако родиной Вишернева является не Сибирь, как полагает абхазское следствие, а город Пустошка Псковской области. Он окончил факультет иностранных языков Псковского государственного педагогического института. С 2001 по 2004 годы работал в Представительстве МИД России в Пскове В Пскове живут две его дочери от первого брака, и недавний отпуск он проводил именно в Псковской области.
Между тем «МК» удалось выяснить, что убийца российского дипломата следил за ним несколько дней. Его неоднократно видели жители дома, в котором убитый снимал квартиру. Кто-то из них успел увидеть киллера и в момент совершения им убийства. «Этот человек в течение недели перед убийством околачивался у нашего дома, совершенно не скрываясь, пил кофе в кафе. – рассказали очевидцы обозревателю МК. - Его многие видели. Внешность у него не кавказская». Именно по описаниям этих свидетелей составлен фоторобот, по которому сейчас абхазская милиция ловит убийцу. Заметим, что соседи дипломата говорят не о «славянской», а о «некавказской» внешности. Расстреляв дипломата, киллер спокойно дошел до остановки и уехал на троллейбусе.
Впрочем, национальность киллера не имеет принципиального значения. Если заказали кавказцы – специально могли нанять славянина. Отметим одну странность: сценарий убийства является точной калькой убийства Политковской. Киллер перед убийством неделю околачивается у дома, ведет себя дерзко и нагло, убивает демонстративно, на глазах у всех. Это скорее похоже на показательную казнь. Смерть Политковской была приурочена к дню рождения Путина. И убийство дипломата к дате – пятилетию установления дипотношений между Россией и Абхазией. В обоих случаях явно работали профессионалы. Политковская защищала чеченцев – ее убили чеченцы. Вишернев защищал русских – и к нему подослали киллера – славянина?
На «бытовой почве» так не убивают. Если Вишернев просто кого-то обидел, кому-то помешал, с кем-то что-то не поделил, то убийство постарались бы замаскировать под автокатастрофу или другой несчастный случай. Поэтому наиболее вероятными представляются следующие версии:
1. «Грузинская». В ее пользу говорит избранная для убийства дата – пятилетие дипотношений Москвы и Сухума. Вишернев был особо ненавистный для грузин человек, потому что именно он публично заявил (есть видеозапись), что заявления граждан РФ грузинской национальности о возврате им недвижимости в Абхазии не будут даже рассматриваться. Организаторам преступления также было хорошо известно, что именно он помогает русскоязычным, потерявшим квартиры. Сразу убивается несколько зайцев: устраняется «враг Грузии», но подозрения падают на абхазов, вследствие чего портятся российско-абхазские отношения. Против этой версии говорит поведение киллера, который явно чувствовал себя как дома.
2. «Абхазская». Вишернев поплатился за свою работу в комиссии по возврату недвижимости. Убийство совершено демонстративно, чтобы показать: забудьте, никому ничего не вернут, хозяева здесь мы, абхазы. День убийства выбран так, чтобы попытаться свалить его на грузинские спецслужбы.
3. Внешние силы. Помимо Грузии, интерес к Абхазии имеет Турция, а также разведки некоторых арабских стран и международные организации радикальных исламистов. Во время войны на стороне абхазов воевали не только представители их турецкой диаспоры, но боевики из Иордании и Сирии. Потом они «всплывали» на чеченских войнах. Нельзя исключать и «зеркальный» ответ ваххабитов на убийство Политковской.
4. «Широкий круг обязанностей», выходивших за рамки прямых служебных. Некоторые источники МК предположили, что Вишернев мог быть разведчиком, работавшим под дипломатическим прикрытием. В истории российской разведки должность вице-консула часто использовалась резидентами в качестве должности прикрытия для своей основной деятельности. «Он мог выйти на что-то очень серьезное. – предположили наши источники. – Раскрыть грузинскую или турецкую агентурную сеть, например». Правда, в российском посольстве в Абхазии данную версию охарактеризовали как «полную чушь».