Именно Леонардо изобразил на страницах средневекового шахматного манускрипта под названием "Скифанойя" ("Отгоняющий скуку") элегантные фигурки короля, ферзя, ладьи, слона, коня и пешки.
Том, считавшийся утерянным, был случайно обнаружен спустя пять веков в шкафах бывшей частной библиотеки города Гориция, принадлежавшей семье местных аристократов. Знатокам было понятно уже с самого начала, что иллюстрации не вышли из-под пера автора книги монаха-математика Луки-Бартоломео Пачоле из монастыря Гроба Господня.
В результате продолжительной экспертизы, занявшей больше года, энтузиастам удалось завершить научную атрибуцию рисунков и установить их принадлежность руке Леонардо. Руководил исследовательской работой 70-летний миланский скульптор и архитектор Франко Рокко. Он получил известность тем, что изготовил множество наборов шахматных фигур, отличающихся оригинальностью и красотой. Консультантом выступил профессор Карло Педретти, крупнейший в мире авторитет по вопросам творчества Леонардо да Винчи.
Пока что атрибуция носит условный характер. Эксперты полагают, что Леонардо и отец Лука-Бартоломео были хорошо знакомы и вместе находились на службе при дворе миланского герцога Людовика "Мавра" в 1497 году. Тогда они стали соавторами другого монументального энциклопедического труда "О Божественной пропорции" (монах – автор текста, Леонардо – рисунков). По прошествии пары лет, после взятия Милана французами, друзья и соавторы вместе бегут в город Мантую, под защиту князей Гонзага и под особое покровительство известной меценатки маркизы Изабеллы Д'Эсте. Большая ценительница шахмат, богатая синьора собирала на турниры лучших шахматистов и заказала для своей коллекции трактат о древнейшей игре.
Сделанный по ее заказу том представлял собой сборник из 140 шахматных партий с описанием ограниченного числа ходов и обязательным матом в конце игры. К каждой задачке – схема с шахматной доской и 1400 фигурами, окрашенными в красный и черный цвета. Традиционно в подобных "задачниках" фигуры обозначались буквами алфавита, здесь же речь шла о художественных изображениях фигурок, странных, элегантных, необычных. И здесь крылось открытие. Леонардо играл в шахматы, это известно по другим источникам. Он знал ходы и сочинял "ребусы", как тогда называли шахматные задачи.
По интерпретации маэстро Рокко, фра Лука-Бартоломео попросил своего тосканского друга – инженера, художника и шахматиста-любителя – помочь ему в оформлении трактата. Выполненные рисунки, безусловно, несут на себе отпечаток авторской индивидуальности и фантазии, в то же время они точны по пропорциям и пространственному положению. Сверх того, Франко Рокко изучил "портрет" ферзя-королевы и обнаружил поразительное сходство с изображениями женского лица, сохранившимися на листах 212 и 293 знаменитого Леонардова "Атлантического кода".
Для справки напомним, что Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci, 15 апреля 1452, близ Флоренции – 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция) – итальянский художник и ученый, яркий представитель типа "универсального человека" (homo universale) – идеала итальянского Ренессанса. Леонардо да Винчи считается художником №1 мировой живописи. Множество его "кодов" и разного рода ребусов все еще ждут своих исследователей.
Источник: ИТАР-ТАСС/РИМ, Википедия; первоисточник: "Ла Репубблика".