Граждане, привыкшие тырить из магазинов по мелочи! Вы думаете, что за украденные диск, книжку, четыре сырка или бутылку водки по-прежнему легко отделаетесь?
Не отделаетесь! Игра пошла по-крупному. Вступивший в силу с 7 июля закон переводит в разряд уголовных кражи на сумму свыше... 100 рублей! Не раз еще вам вспомнится крылатая фраза из фильма “Берегись автомобиля!”: “Тебя посодют, а ты — не воруй!”... Депутаты не жестокие — просто, как это часто бывает, “не подумали”.
Справка “МК”: До 7 июля штрафы за административные правонарушения исчислялись в минимальных размерах оплаты труда (МРОТ). Но было особо оговорено: “административный” МРОТ при исчислении штрафов — 100 рублей. “Реальный” же МРОТ регулярно повышается и сейчас составляет 1100 рублей.
7 июля вступил в силу закон, который в Административном кодексе перевел все штрафы в рубли: было, например, написано “10 МРОТ” — написали “1000 рублей”, было “1 МРОТ” — написали “100 рублей”.
Закон считался техническим и не содержащим никаких серьезных новшеств. Так к нему и отнеслись и депутаты, и Минюст, в недрах которого, по слухам, и созрела идея осуществить операцию по замене МРОТов на рубли. Но на днях в редакцию позвонил обеспокоенный Юрий Обыскалов, зампрокурора из Чертановской межрайонной прокуратуры. “После вступления закона в силу у меня стол завален материалами о мелких кражах, которые раньше считались административными правонарушениями, а теперь милиция отдает их нам для возбуждения уголовного дела...” — сказал он. По словам г-на Обыскалова, похожая ситуация и в других регионах.
В чем проблема? Есть в Административном кодексе статья, карающая за мелкие хищения. В примечании к ней объясняется, что мелким хищение признается, если “стоимость похищенного имущества не превышает 1 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ”. “Стоимость имущества” — это не размер штрафа, значит, речь идет о “реальном” МРОТе. Теперь слово “МРОТ” убрали и из этого примечания (видимо, автоматически) и заменили его на “100 рублей”. Вот почему, поймав мелкого воришку, милиционеры отправляют его дело прокурору...
Одно из дел, над которым сейчас мучается г-н Обыскалов, касается кражи в супермаркете. Гражданин засунул в карманы ложку и нож, охрана его задержала, сдала милиции. Общая стоимость похищенного — 256 рублей 50 копеек. Хищение, выходит, уже не мелкое, надо возбуждать уголовное дело... Единственная лазейка, которая позволяет не возбуждать, — одна из статей Уголовного кодекса. Она объясняет, что иногда вроде по всем признакам преступление таковым не является, потому что общественная опасность деяния очень мала. Г-н Обыскалов просит сейчас у владельцев супермаркета сообщить, какая же у них дневная выручка — чтобы сравнить ее со стоимостью похищенного и хоть как-то обосновать свое решение об отказе в возбуждении дела. У г-на Обыскалова есть еще и дело про хищение бутылки водки из магазина (стоимость похищенного — 135 рублей)...
Справка “МК”:Административное наказание за мелкую кражу — штраф в размере трехкратной стоимости похищенного, но не меньше 100 рублей. Минимальное уголовное наказание за кражу — штраф до 80 тысяч рублей. К тому же сроки погашения этих судимостей разные: по Административному кодексу — год, а по Уголовному — несколько лет.
Вместо того чтобы заниматься более серьезными преступлениями, прокуроры по всей стране придумывают, как оправдать отказы в возбуждении уголовных дел за мелкие кражи...
А что же депутаты? Один из авторов закона, глава думского Комитета по конституционному законодательству Владимир ПЛИГИН, рассказал “МК”, что о существовании проблемы ему уже известно. Он признает: “100 рублей как граница для определения степени опасности преступления маловата” — и предполагает, что “в самом начале осенней сессии будет принят закон, который эту границу изменит”. Какой она будет? Еще не ясно. До тех же пор, по его мнению, “проблема будет решаться в рамках соответствующих разъяснений правоохранительных ведомств”. Но пока они появятся, эти разъяснения... И появятся ли?
Еще один привет тем, кто считает, что Госдума занимается чем-то очень далеким от реальной жизни... Помните историю, как “забыли” прописать про то, что органы для пересадки можно брать и в муниципальных больницах, и на долгие месяцы операции по трансплантации остановились? Так что не первый это законодательный ляп. А вошедшее в моду принятие законов по принципу “давай-давай” не вселяет надежды на то, что ляп этот — последний.