Госдума ушла на каникулы, приняв напоследок бюджет Фонда обязательного медицинского страхования на 2008—2010 годы. Чего ждать от будущего в плане обеспечения лекарствами инвалидов-льготников? Это ясно не до конца: даже проголосовавших за бюджет депутатов продолжают мучить сомнения, а часть вопросов так и осталась без ответов.
В ожесточенной борьбе с Минфином удалось как-то решить проблему обеспечения лекарствами т.н. “дорогостоящих больных”. Ежегодно на эти цели будет выделяться примерно по 30 млрд. рублей, что вполне сопоставимо с теми суммами, которые выделяются сейчас на лекарства для всех льготников. Но по разделу “дорогостой” пойдет лишь 7 заболеваний: гемофилия, муковисцидоз, гипофизарный нанизм, болезнь Гоше, миелолейкоз, рассеянный склероз и иммунодепрессанты для перенесших трансплантацию (в списке 9 органов и 19 тканей). Попытки думского Комитета по охране здоровья обеспечить закупку по этой программе лекарств для всех больных раком крови, а не только для тех, у кого миелолейкоз, и для всех больных сахарным диабетом успехом не увенчались. Зато те, кто страдает вышеперечисленными заболеваниями, получат лекарства даже в том случае, если они не инвалиды и формально льготниками не являются.
Конечно, Минфин не был бы Минфином, если бы не старался сэкономить на всем. Определяя, сколько денег выделить на “дорогостой”, он исходил из реальных затрат на эти цели в прошлом году, а не из того, сколько нужно тратить в соответствии со стандартами лечения…
Что же ждет остальных, не столь “дорогих” льготников? Тех, кто останется в программе и не откажется от соцпакета, скорее всего будет меньше, чем в этом году: то, как поставлено дело с обеспечением лекарствами сейчас, — наилучшая антиреклама программы. Но председатель думского Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева считает, что проблем с финансированием в принципе быть больше не должно. Но “организационных сбоев” не исключает. Дело в том, что с 2008 года федеральный центр будет лишь выделять регионам средства из расчета “число льготников, умноженное на стоимость лекарственной части соцпакета” (сейчас это 378 руб. в месяц на человека). А организовывать закупку лекарств, искать поставщиков и решать прочие организационные вопросы должны будут сами регионы. Но, чтобы новая схема заработала, необходимо принять несколько законов. А их пока нет. По словам Татьяны Яковлевой, правительство “клятвенно обещало” внести их в Думу к 1 сентября. Но пока парламент их примет, пока президент подпишет — глядишь, уже глубокая осень. А потом еще регионам нужно будет разработать свои нормативные акты на основе федеральных законов, провести аукционы, отобранным поставщикам — закупить и доставить лекарства в аптеки… Удастся ли везде управиться к 1 января — большой вопрос.