В наше время персональным телохранителем никого уже не удивить. Элементарный инстинкт самосохранения диктует состоятельным москвичам нанимать себе секьюрити. Но даже живая броня из “упакованных” по последнему слову техники бодигардов далеко не всегда способна остановить киллера.
Похоже, что эпоха мускулистых качков, в народе именуемых “шкафами”, стремительно отходит в прошлое. Сегодня для того, чтобы быть востребованным на рынке охранных услуг, одной лишь физической подготовки маловато. Людям хочется видеть за спиной не просто рельефную глыбу, а человека разумного, образованного!
— Визитной карточкой телохранителя становится интеллект, — убежден руководитель московского клуба телохранителей Олег Литаврин.
И примеров тому достаточно. Так, одной из обязательных опций для секьюрити становится знание английского языка. Второе непременное условие, без которого в профессии делать нечего, — это навыки аналитического мышления.
— Телохранитель обязан отслеживать все, что прямо или косвенно связано с охраняемым лицом и его бизнесом, — объясняет руководитель штаб-квартиры национальной ассоциации телохранителей Алексей Фонарев. — Вплоть до постоянного мониторинга профильных газет и журналов и анализа текущей экономической ситуации. Ты никогда заранее не предугадаешь, какая информация в конечном итоге может оказаться полезной.
Самим секьюрити новые веяния сулят вполне осязаемые жизненные бонусы.
— Из массы рядовых телохранителей постепенно выделяется совершенно отдельная категория — персональные менеджеры по безопасности, — продолжает Алексей. — После нескольких лет службы хороший охранник перерастает роль “серой тени” и становится поверенным в делах своего шефа. На его плечи ложится ответственность за организацию всех встреч и перемещений клиента, он может предлагать, в каком ресторане и даже в какой стране лучше проводить переговоры или отдыхать с семьей.
Наконец, секьюрити экстра-класса может поставить под сомнение безопасность заключения того или иного делового контракта. И, что самое интересное, клиент не замедлит прислушаться к его мнению! Как правило, на следующей ступени личный менеджер входит в бизнес охраняемого лица.
Каждый клиент ищет телохранителей под себя. К примеру, людям не очень высокого роста не всегда доставляет удовольствие наблюдать за своей спиной статных гуливеров. Бывает, что просят парня с лицом “типичного мента” или, наоборот, похожим на бандита. Астрологическая гармония знаков тоже может повлиять на выбор.
Куда более определенная величина — возраст бодигарда. В основном ценятся мужчины в самом расцвете — от 25 до 35 лет. А в последнее время наметилась тенденция, когда заказчики нанимают себе телохранителей “на вырост”. Хозяева готовы вкладывать в обучение перспективных молодых секьюрити, чтобы со временем “слепить” из них тех самых персональных менеджеров по безопасности.
Сейчас телохранителя все реже воспринимают как человека “подай-принеси”.
— Но до сих пор не каждый заказчик понимает, что мы — не машины, — откровенничает телохранитель Максим. — Моя смена длится по 10—15 часов в день. И за все это время моему новому хозяину даже в голову не приходит, что я тоже могу проголодаться.
До сих пор в кругах клиентов живо странное представление, что в охранном бизнесе все схвачено. И стоит пожаловаться телохранителю, как все проблемы и с милицией, и с криминалом тут же будут улажены. А пока секьюрити “разводит” конфликты “по понятиям”, закон тем временем скромно подождет в сторонке.
— Это совершенно не так, — возмущается Максим. — Наша задача не в том, чтобы бегать по “стрелкам”, а в том, чтобы защищать охраняемое лицо, упреждая чрезвычайные ситуации.
Но демонстрировать свои эмоции перед клиентом, по словам Максима, непрофессионально.
— Мы — люди-тени. Если ты не научишься слышать только то, что касается работы, и игнорировать все остальные выпады заказчика, то долго на рабочем месте не задержишься.
Пожалуй, высший охранный пилотаж — это работа на клиента, который “заказан”. Как правило, такие контракты недолгосрочны. На решение ситуации требуется от нескольких недель до полугода. За это время приговоренный к смерти успевает по своим каналам снять угрозу, или же его, несмотря на все усилия бодигардов, все-таки достают киллеры. Последнее, к слову, тоже периодически случается.
Зато и ставки в этой игре как никогда высоки, ведь джек-пот — это ни больше ни меньше, чем жизнь клиента и его охранников.
Естественно, “заказника” ведет целая группа секьюрити. По словам телохранителей, шанс обеспечить победу в этой шахматной партии появляется только тогда, когда “мишень” опекают как минимум четыре человека. Поскольку каждый день бодигард отправляется на работу как на войну, его услуги оцениваются в три-четыре раза дороже, чем при стандартном раскладе.
Впрочем, и у относительно спокойных с точки зрения безопасности клиентов телохранитель рискует быть втянутым в бурный водоворот событий. Правда, по жанру они напоминают не блокбастер, а мыльную оперу. Так, случается, что смесь брутальности, физической привлекательности и недоступности начинает кружить головы женам клиентов. Обычно у охранников есть на этот случай строгие инструкции — незамедлительно известить хозяина о “червовом интересе” его супружницы. Иначе останешься крайним и в два счета можешь лишиться работы.
Любопытно, что некоторые клиенты весьма снисходительно относятся к тому, что их благоверные дамы флиртуют с бодигардами. Лишь бы водевиль легкого кокетства не был переписан на манер любовного романа.
В не менее скользкой ситуации телохранитель оказывается в те моменты, когда жена хозяина стремится выпытать у его “тени” про мужнины измены.
Держать у себя штат постоянных телохранителей столичным фирмам невыгодно. Когда на горизонте появляется очередной клиент, ЧОПы находят наиболее подготовленных ребят и оперативно вводят их в курс дела. Часть бодигардов — охранники с опытом работы, но попадаются и новички. По внешним признакам определить уровень профессионализма секьюрити практически невозможно.
— Так что клиентам лучше подстраховаться, — рекомендует начальник отдела охраны мобильных объектов столичной охранной компании Герман Жаров. — Скажем, заключить первый контракт не на год, а на месяц. За это время вполне могут проявиться “системные сбои”. Вас должно насторожить, если телохранитель выказывает свое раздражение, невнимателен, к концу месяца изменяет тон голоса, стиль поведения, какие-то свои ключевые фразы.
— Попросите, чтобы на собеседовании телохранитель написал на бумаге или рассказал, в чем именно заключается его работа, — советует Алексей Фонарев. — Секьюрити тоже должен продавать себя. Общие фразы вроде “я хожу рядом, смотрю по сторонам, выискиваю опасность” ровным счетом ни о чем не говорят. А какими навыками он владеет? На уточняющих вопросах такой охранный кадр может “поплыть”. В арсенале действительно профессионально подготовленных бодигардов есть целый ряд базовых навыков, в числе которых — владение приемами ближнего боя, знание медицины (на уровне первой помощи) и законодательства, умение действовать по тревогам и проводить оперативно-технический осмотр.
Среднестатистический московский телохранитель получает в месяц 1000—1300 евро. Минимальная зарплата персонального менеджера по безопасности составляет 2,5 тысячи евро. Правда, для клиентов эти цифры значения не имеют, ведь платить каждый месяц все равно приходится в 1,5—2 раза больше. В ежемесячные отчисления охранной фирме — около 30—50% сверх зарплаты секьюрити — заложена в том числе и плата за аренду оружия. Причем чем выше боевое обеспечение охранной группы, чем больше спецтехники запрашивает клиент, тем сильнее приходится раскошелиться.
При этом зарплата телохранителя далеко не всегда выше, но отстегивать фирме приходится больше.
Если клиент решил перечислить дополнительные средства на экипировку ребят, на более модернизированные средства связи, не всякая фирма потратит деньги в соответствии с его просьбой. Случалось, что по инициативе заказчиков телохранителям повышали зарплату, однако сами бодигарды ничего об этом не знали и получали по-старому. А “шальная” прибыль оседала где-то в недрах охранного предприятия.
Неслучайно в последние годы клиенты стремятся уводить перспективных парней из ЧОПов, избавляясь от посредничества. А если нужно расширить штат охранников, самостоятельно подыскивают кандидатов на рынке. Однако по закону телохранитель получает право на ношение боевого оружия лишь в том случае, если оформлен в частном охранном предприятии. Так что клиент в любом случае стоит перед выбором: или иметь охранника с травматикой в руках, или формально трудоустраивать бодигарда в ЧОП и там же арендовать по-настоящему мужские средства защиты. К слову, аренда огнестрела стоит в среднем 500—900 долларов в месяц.
Тесты на зверях
* По одной из версий, впервые охрана человека была возведена в ранг искусного ремесла в Китае. Профессиональные убийцы — цыке — стали орудовать на территории империи с V века до нашей эры и просто не оставили жизнелюбивой элите Поднебесной другого выбора. А вскоре похожая беда приключилась и с японцами, только у них за мокрые дела брались представители кланов ниндзя. Ввиду столь серьезных, сверхтехничных и хитрых противников подготовка телохранителя занимала от 8 до 15 лет.
* Европейские прообразы секьюрити появились во время первого крестового похода. Глядя на то, как сарацины наносят точечные удары по самым прославленным крестоносцам, благородные рыцари Старого Света сделали для себя неприятное открытие: понятие чести существует не у всех народов.
* Прежде чем принять воина в личную охрану, Александр Македонский устраивал ему целый ряд “зверских” испытаний. К примеру, будущего телохранителя неожиданно вводили в помещение, в котором нервничал и всячески изъявлял свое недовольство живой лев. Если претендент при виде царя зверей бледнел, его с позором выдворяли, если краснел, тест на мужество засчитывали.