МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мумии извращаются

Репортер “МК” вернулся живым из города мертвых

  Они нарушили покой древних мумий, войдя в гробницу и забрав из нее сокровища. Но “хозяева склепа” страшно отомстили: сначала похитители, а потом члены их семей друг за другом отдали мумиям свои души… Так вымерло целое селение. Речь идет вовсе не о египетских пирамидах. И на нашей земле сохранились старинные захоронения. А эта леденящая кровь история произошла в Чегемском ущелье Кабардино-Балкарии в XVIII веке. И самой Екатерине Второй докладывали о расследовании тех мистических смертей.
     Репортер “МК” побывал в так называемом городе мертвых. До сих пор жители соседнего села и краеведы считают, что на нем лежит проклятие чегемских мумий.

     
     Земной путь в город мертвых лежит через Чегемское ущелье. И в конце путник приходит к мысли, что смерть лишь часть жизни… Ведь в последнем селе под названием Верхний Чегем давно прописались как люди, так и мумии. Отношения у живых и мертвых обитателей давно сложились.
     — Вы к кому? — окликнула нас хозяйка одного из дворов. А узнав о нашей “экскурсии”, беспокойно перевязала на голове платок. — Скоро стемнеет. Кто туда пойдет? Зачем будить лихо? Переночуйте у меня, а с утра идите на свои гробницы смотреть.
     После вежливого отказа женщина обиделась и начала так стращать гостей, будто в местных склепах обосновалась вся вампирская братва во главе с графом Дракулой.
     — У нас в Верхнем Чегеме даже к соседу на закате никто не выйдет. Если пьяница заснет во дворе, так родные его за руки за ноги в сени волочат. Когда я молодая была, один парень напился и в горы ушел. Вернулся наутро — все лицо в крови. А почему — не помнит! Сколько раз заблудшую скотину насмерть задирали, но кости не были обглоданы. Нечистые тут места.
     Может быть, я и ощутила на спине мурашки, но мой “сталкер” — краевед Виктор Котляров, оказался начисто лишен суеверий. И смело зашагал по тропе, усеянной коровьим навозом, в сторону некрополя.
     — На Кавказе сохранилось несколько кладбищ, которые были “основаны” в период с XIII по XVIII век, — просвещал он репортера “МК”. — И местные горцы вечно рассказывают о них легенды. Только это не значит, что они сами в них верят. Возможно, просто опасаются наплыва туристов в их мирные села. К памятникам культуры. Возьмите хотя бы известные дольмены в Краснодарском крае — домики из камней с низким входом. Исследователи давно сделали вывод, что это склепы. Но турагенты завлекают любопытных историями, будто внутри гробниц скапливается космическая энергия. После этого молодые люди даже завели гнусную традицию заниматься любовью прямо в склепах! И оставлять надписи вроде “Саша плюс Маша равно…”
     В Северной Осетии в Даргвасе некоторые мумии прямо в склепах покоились в деревянных ладьях. Наверное, они путешествовали в них по подземной реке вроде древнегреческой Леты. В Кармадоне есть город мертвых — символично, что он через хребет от той долины, которую накрыл ледник Колка.
     Над чегемским городом мертвых радовались жизни крупные бабочки. Маленькие и большие склепы напоминали домики голливудских Флинстоунов, живущих в каменном веке. Около 150 захоронений рассеяно по всему склону сразу за деревней. При входе — семь причудливых башен метров по шесть в высоту. В отличие от правильных египетских пирамид, различной архитектуры: кверху заостряются крышей-конусом, а внизу либо четыре, либо восемь стенок-граней. “В больших склепах, которые называются кешене, погребали богатых господ, в маленьких — простолюдинов”, — объяснил Виктор.
     Первая же огромная гробница буквально накрыла своей тенью один из обитаемых дворов села Верхний Чегем. На наши призывы на крыльце каменного дома показался старик в черной овечьей шапке.
     — А чем же плохое у меня соседство? — развел руками Арсен Мухаммедович. — Только живой может обидеть или ограбить: вот почтальон однажды мою пенсию пропил! А этот несчастный Йорик, — старик махнул на склеп, — сам от разных активистов настрадался. Еще отец мне рассказывал: сколько под нашего соседа копали! Ведь покойник-то себя погребал вместе с тем добром, что всю жизнь наживал! И археологи, кладоискатели, да и местные жители на чужой смерти хорошо обогатились! Некоторые еще до революции у мертвых последнее отобрали и уехали за границу на вырученные средства! Нам-то ничего не осталось… Только черепушки.
     Я обошла гробницу “бедного Йорика” со всех сторон и в стене прямо у себя над головой узрела единственное окошко. Не без помощи краеведа вскарабкалась на “подоконник” — в лицо пахнуло затхлостью. В свете фонарика на земляном полу возникли отходы явно современной жизнедеятельности — стекла и какие-то тряпки. Вряд ли это добро местный “фараон” жаждал унести с собой в могилу.
     — Ищите справа! — с энтузиазмом направлял нас, выйдя за калитку, Арсен Мухаммедович. — Там мой сосед, мир его праху, в углу валяется!
     И правда: из-под кучи хлама на меня глянул наполовину зарытый в землю череп. Рядом валялись кости неизвестного происхождения.
     Несмотря на внешнюю первобытность каменных склепов, чегемский город мертвых считается памятником христианства. В гробницах находили старинные библии и предметы православного культа.
     — В Черекском ущелье Кабардино-Балкарии остался, наверное, последний город мертвых, не тронутый вандалами, — говорит Виктор. — Потому что попасть в него можно разве что на вертолете. Один краевед фотографировал то кладбище с высоты птичьего полета. И захваченный им из дома металлоискатель отчаянно пищал даже на таком огромном расстоянии.
     А ведь проклятое золото города мертвых в XVIII веке уже сгубило жителей Верхнего Чегема! Как уже было сказано, краевед Виктор Котляров не верит в горские легенды. Другое дело — недавно найденные им архивные документы. Там-то все мистические события прописаны на официальном уровне…
     В “Осетинских делах” краевед наткнулся на рапорт под грифом “по секрету”, высланный в Коллегию иностранных дел в 1767 году. В нем сообщалось о появившейся у чегемских жителей необычной смерти и отчего она произошла… Для расследования загадочных событий из Санкт-Петербурга был срочно выслан некий ротмистр Киреевский.
     — Из показаний опрошенных им жителей Чегема следовала мистическая история, — говорит Виктор Котляров. — Четыре пастуха из Верхнего Чегема (возможно, тогда эта деревня находилась в другом месте ущелья) в окрестностях нашего города мертвых обнаружили подземный склеп. Раскопали его и заползли внутрь каменного мешка. Описывается, что могила была глубокая — мужики стояли в ней во весь рост. Внутри в сидячем положении покоились две мумии, не тронутые временем: молодая девушка и дряхлый старик. А вокруг — разные предметы утвари и украшения из золота из серебра. Пастухи стали собирать сокровища: среди них было несколько колечек, золотой таз... Но стоило одному из непрошеных гостей взять в руки Библию с золотым тиснением, как случилась фантастика. Мумия девушки ожила и заговорила человеческим голосом: “Верните то, что взяли, или умрете!”. Пастухи испугались и убежали… Правда, награбленное не бросили.
     Сначала жители Верхнего Чегема посмеялись над суеверными пастухами. Но вскоре были вынуждены поверить в страшную кару… Ведь сначала все четверо расхитителей гробницы отдали богу душу, а вслед за ними стали умирать их родственники. Быстрая на расправу хворь начала косить всех, кто общался с несчастными или хотя бы видел проклятые сокровища. Оставшиеся в живых собрали проклятое золото, нашли разрытый склеп, вернули имущество мумий, а вход забросали камнями. После чего покинули опустевшее селение. Лишь намного позже, когда история позабылась, рядом с городом мертвых снова забурлила жизнь.
     Дьяк из осетинской духовной комиссии написал по этому делу такое донесение в Синод: “Вторичное подтверждение заслуживает еще пристального исследования”. Леденящей душу историей заинтересовалась сама Екатерина Вторая. И через два месяца после трагедии даже выпустила указ с запретом расхищать памятники христианства.
     — В то время на Кавказе как раз шла активная пропаганда христианства. Язычество в диких районах еще процветало. И Синоду вся эта мистика даже оказалась на руку, — говорит Котляров. — Но причиной мора могла служить и более реалистичная причина. По одной из версий, такие склепы строили во время эпидемии чумы. Заболевшие уходили сюда умирать, чтобы не заразить близких. И пастухи могли просто потревожить штаммы чумы.
     А слышали обо всем этом современные жители Верхнего Чегема? Арсен Мухаммедович выслушал нашу документальную повесть:
     — Памятники-то христианские! Вот мумии их, неверных, и покарали. А у нас свои приметы: тут неподалеку камень есть. Его много лет назад принесли из Мекки. Так если будешь идти мимо и возле святого камня Аллаху не помолишься, то в носу черви заведутся!

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах