Закрома искусства
Большинство частных коллекций были сформированы еще в 90-е годы прошлого века, так что предметов музейной ценности в свободном обращении остается все меньше.И все-таки не все интересные предметы осели в закромах любителей антикварного искусства. Нет-нет, да и обнаружишь среди невзрачных предложений жемчужину или, по крайней мере, очень недурную и перспективную вещицу. Правда, входной билет на рынок антиквариата стоит недешево.
— Для того чтобы заниматься коллекционированием всерьез, надо иметь как минимум 10—25 тысяч долларов ежемесячного дохода, — считает дилер Игорь.
Сталкер в помощь
Но Фортуна иногда улыбается и бессребреникам. Уникальные вещи подчас обнаруживаются совершенно случайно. К интересным находкам приводит ревизия семейных сундуков. Можно отыскать реликвии посредством объявлений: мол, куплю антиквариат. Нередко бабули и дедули распродают настоящие шедевры за символическую плату.Загвоздка лишь в том, что дилетантов этот рынок не терпит. И если вы для начала не поднатореете в истории искусств, то вас вряд ли спасут заклинания в адрес слепой удачи.
— Неопытный продавец или покупатель — это дичь и сырье для охотников от антиквариата, — категорично настроена антикварный консультант Наталья. — Непрофессионал на этом поле денег не наживет. Смешно также слышать, что новичку удастся лавировать в бурном антикварном потоке, сверяясь исключительно с книгами. Без помощи сталкера в первое время тут не обойтись.
Испытание фальшаком
Одно из самых сложных испытаний, даже для бывалых рулевых антиквариата, — это подделки.— Сегодня попадаются фальшивки такого высокого класса, что они способны ввести в заблуждение и опытных экспертов, и музейных работников, — с грустью констатирует Владимир Иванов, эксперт антикварного рынка. — На серебряный новодел ставят клейма, старят холсты, чеканят монеты, изготавливают сумасшедшей редкости ордена, бомбардируют неискушенных якобы “бесценными” марками. Непокоренных вершин для производителей фальшака с каждым днем остается все меньше.
Липа с охраной
Несмотря на то что большинство антикваров стремятся блюсти репутацию и проповедуют честность и прозрачность, без “системных сбоев” не обходится. Как-то один арбатский антиквар продал за миллион долларов картину некоему маститому столичному банкиру. Причем подлинность шедевра подтверждалась соответствующими документами. И тем не менее это оказалась подделка. Удивление покупателя было не из приятных, и он попытался решить вопрос. Однако на все предложения мира и войны антиквар отреагировал тем, что завел при себе двух вооруженных охранников.По словам антикваров, сбытом “липы” грешат и западные аукционы. Как-то один антикварный турист из России приобрел эмалевый ковш конца XIX века. За лот он выложил 90 тысяч фунтов стерлингов. А когда в Москве этот шедевр увидел опытный эксперт, заявил: мастер “векового” ковша еще жив.
Процент с революции
В 90-х годах в антикварные лавки приходили чудные люди: невзрачные, в потрепанных одеждах, с авоськами. Доставали стопки денег и скупали уникальные вещи. И они не ошиблись с вложением средств: отдача от антиквариата, если это подлинник, может быть действительно сногсшибательной. Особенно сейчас.— В среднем антиквариат приносит его владельцу 15—25% годовых, — рассказывает Эдуард Стецюра, один из совладельцев российского аукционного дома. — Определенные сегменты рынка, которые сегодня находятся на подъеме, дают по 50—60% годовых. В частности, живопись.
Неплохая перспектива открывается у нумизматов и фалеристов — 25—30% годовых. Наибольшим спросом пользуются золотые монеты, монеты петровского периода, “пробники”, выпущенные небольшими тиражами. Все больше ажиотажа возникает по поводу артефактов военной истории, в том числе медалей и наград. Достаточно быстро обещают прибавить в стоимости предметы декоративно-прикладного искусства, изготовленные на элитных дореволюционных фабриках.
Бронзовые миллионы
Взлетела до небес цена на императорский фарфор XVIII—XIX веков. Светлое будущее ждет, по прогнозам дилеров, советский фарфор. Вообще, вещи начала и середины прошлого века сейчас набирают финансовые обороты.— Помещать капитал можно во что угодно, будь то эксклюзивные ювелирные драгоценности, вазы, картины, марки или мебель, — замечает эксперт-антиквар Владимир Иванов. — Вопрос в другом: насколько хорошо вы ориентируетесь в рыночных тенденциях. Один из главных законов антиквариата гласит: чем уникальнее вещь, тем дороже она оценивается.
Ценник на заказ
Вы случайно стали обладателем шикарной вещицы и подозреваете, что она может заинтересовать антикваров? У вас есть два пути: отправиться в магазин или обратиться к дилеру.— Чем больше вы потратите на поиск покупателя и консультации, тем выгоднее пристроите свою реликвию, — убежден эксперт Александр Хочинский.
— Стоимость антикварной вещи — достаточно условное понятие, поскольку наш рынок пока еще очень субъективен, — объясняет продавец–консультант Алена Дартцмелия.
Так что лучше запаситесь терпением — проведите мониторинг салонов и магазинов. Вы обнаружите достаточно большой ценовой разброс на вещи, казалось бы, одинакового порядка. Если у клиента нет возможности ждать, он получит на руки без проволочек 10—50% от приблизительной стоимости оценки.
Остальные вправе “заказывать” желанный ценник. Правда, зачастую антикварщикам приходится остужать пыл владельцев: уж слишком заоблачные, оторванные от реальности цифры они диктуют.
Комиссия магазинов составляет, как правило, 25—40%.
Гончие антиквариата
В общении с незнакомым профи стоит соблюдать осторожность. Допустим, неопытный продавец позвал домой дилера и предложил ему старинную вазу. Наметанный глаз профессионального гончего антиквариата сразу отметил, что “безделушка” — родом из XVIII века и имеет вес 5—6 тысяч долларов. А дальше рыночный агент поступает по велению собственной совести. Одни честно обозначают владельцам примерные перспективы, другие, вежливо расшаркиваясь, предлагают едва ли больше 20% от реальной стоимости раритета. Третьи милостиво соглашаются приобрести “хлам” за смешные 500 рублей. Во избежание метаморфоз сверьтесь с мнением нескольких экспертов. В большинстве случаев оценка антиквариата для продавцов бесплатна, если, конечно, не требуется навороченной технологической экспертизы, с привлечением маститых специалистов.Порядочный дилер не только даст исчерпывающую консультацию, но поможет за свои дилерские проценты отреставрировать вещь и выжать с нее ценовой максимум.
Лишний орден
Справедливости ради нужно сказать, что клиентура тоже не дремлет и также не прочь объегорить потенциальных покупателей. Вот лишь один очень грустный, если вдуматься, случай. После смерти ветерана его “сметливая” родня аккуратно вписала лишний орден в орденскую книжку и пыталась сбыть фальшивую награду в числе настоящих.Самая выгодная и активная форма продажи — это аукцион. Вы можете выставить свою вещицу за 1500 рублей в магазине. Тогда как совершенно не исключено, что с молотка она уйдет за 3000 рублей.
Но владельцам слишком раритетных предметов искусства по антикварным тропам лучше передвигаться вместе с опытным поводырем-дилером. Однажды внук очень модного и дорогого художника решил продать одну из дедовых картин и самостоятельно набрел на покупателя. При первом знакомстве с полотном коллекционер с живостью согласился расстаться с миллионом долларов. Когда же приехал за шедевром, привез только 500 тысяч “гринов”.
— Но мы же договаривались… — опешил наследник.
— С тебя и этого хватит, — недобро процедил покупатель и нахмурился. А у дверей, небрежно поигрывая автоматами, мялись два здоровенных детины.
Царские подарки
Антикварный рынок полон неожиданных метаморфоз.— В середине 80-х я продал икону с окладом мастера Постникова за 800 долларов, —-рассказывает коллекционер Иван. — Через некоторое время я узнал, что она ушла с европейского аукциона за 15 тысяч фунтов стерлингов. Потом ее ввезли обратно в Россию и перепродали, уже за 100 тысяч долларов. Так что ту мою сделку иначе, как опрометчивой, не назовешь.
К слову, продавцы очень любят делиться с антикварами легендарным прошлым своих редкостей. Если верить их словам, то чуть ли не каждая третья вещица принадлежала кому-то из питомцев родовитых российских гнезд, а то и вовсе украшала собой государевы палаты и царские опочивальни. Что тут от были, что от небыли, установить за давностью лет невозможно. Зато если у предмета есть фотографическое или документальное подтверждение его великой судьбы или сопричастности быту известной исторической фигуры, ее стоимость автоматически взлетает в разы!
Раритетные накрутки
При состоятельных покупателях водится целый штат советников по искусству. Естественно, при каждой возможности дилеры конкурируют между собой, но уверяют, что исключительно на здоровых началах.— Дилерская накрутка на предмет дороже 50 тысяч долларов составляет 20—40%. Но если коллекционер, как дитя, рад добытому шедевру, с него можно запросить сумму, вдвое и втрое превышающую “исходник”, — объясняет дилер Екатерина. — Щедрый и страстный до искусства хозяин легко согласится. Особенно если почует, что “такой диковинки больше ни у кого нет”!
Если дилер продал своему заказчику фальшивку, то обязан выплатить двойную компенсацию. Чтобы проверить честность дилера, клиент может прибегнуть к услугам детективов или провести свою экспертизу.
Кстати, сегодня наблюдается тенденция к “национализации” антикварных рынков. Так, русскому капиталу интересны вложения в артефакты отечественной истории, французскому — во французскую старину и т.д. Так что в последние годы к родным пенатам вернулось очень много “путешествовавших” раритетов. По данным экспертов, 70—80% русских лотов, проданных на мировых аукционах, находят сегодня путь в Россию.
Астрономия в долларах
Живопись не осталась в стороне от общих настроений. На финансовом подъеме — полотна художников советского периода, созданные в 70-х — 90-х годах прошлого века. Среди именитых антикварных величин — полотна Василия Ситникова, Дмитрия Краснопевцева, Владимира Вейсберга.Также выгодно инвестировать в полотна Коровина, Левитана, Серебряковой, Архипова, в шедевры представителей отечественного авангарда — Куприна, Гончаровой, Фалька, Машкова. Картина последнего, кстати, не так давно ушла с западного аукциона за поистине астрономическую цену — 14 миллионов долларов.
— А вот по отношению к Шишкину и Айвазовскому наблюдается некоторый откат интереса, — замечает дилер Екатерина. — Слишком велик риск нарваться на подделку. На западных аукционах картины продают зачастую без русских экспертиз. В профессиональной среде ходит упорный слух, что при одном из аукционов работает целая артель питерских художников. Из-под их легких и талантливых перьев выходят все “Шишкины”, которые потом выставляются по нереальным ценам — по 200—300 тысяч долларов за штуку. Тогда как оригинал такого же размера стоил бы явно в районе миллиона.
Икона-тренд
К слову, цена гениального полотна зависит и от его размера. Так что приходится вымерять стоимость линейкой, потому как квадратный дециметр Шишкина, Левитана или, скажем, Серова имеет свой персональный денежный эквивалент.“Визуальное” заключение о подлинности картины может стоить недорого — 2—3 тысячи рублей. Сложное экспертное исследование, вплоть до микронового уровня, обойдется владельцу в 3—5 тысяч долларов.
— На нашем рынке в принципе в последнее время существовал негласный прайс-лист на сертификаты, — заключает Екатерина. — То есть можно было за вознаграждение купить почти любое экспертное заключение. Так что документам верят лишь новички. Коллекционеры старой закалки доверяют только своему глазу и испытанным экспертам.
Несмотря на то что хорошие иконы за последнее десятилетие подорожали как минимум на порядок, собирают их в коллекции теперь реже. Зато появился новый тренд — передавать купленные иконы в дар храмам и церквам.
Томные деньги
Чтобы заработать на редких книгах, большого стартового капитала не нужно. Через несколько лет при грамотном вложении потраченные средства окупаются сторицей.— Попробуйте сделать финансовый задел на будущее и создайте букинистическую библиотеку из книг, изданных в 20-е — 30-е годы XX века, — советует товаровед-эксперт Ирина Лукьянова. — Это вполне могут быть издания трудов советских историков (таких как Греков, Зимин, Тарле). Обратите внимание также на книги издательств “Академия” и “ОГИС”.
Книги из серии “Академии” за 5—6 лет подскочили в цене примерно в пять раз! Сборник стихов Николая Заболоцкого, выпущенный в 30-х годах, в букинистических лавках книголюбы находят за 600—800 рублей. Аналогичный томик в дорогих салонах выставляется за 1200 рублей. А на аукционных торгах сборник уже сейчас подскакивает до 2,5—3 тысяч рублей. Через пару лет даже в самой скромной букинистической лавчонке “этот же” Заболоцкий поднимется на рубеж в 3—3,5 тысячи рублей. В разряд букинистических редкостей попадают дебютные поэтические сборники "шестидесятников" — Ахмадулиной, Окуджавы, Рождественского.
Художественная книга ста лет от роду может принести как 10—20 тысяч рублей, так и абсолютный ноль. Допустим, вы предлагаете букинистам рассказы Майн Рида — выпущенный в начале прошлого века текст на дешевой бумаге, без картинок. Не удивляйтесь отказу. А если он издан на хорошей бумаге, красиво оформлен, отменно проиллюстрирован, вполне возможно, вы станете богаче на 250—300 долларов. В категорию уникальных и дорогостоящих попадают подарочные, малотиражные, увидевшие свет при жизни автора или же литографированные издания.
— Главное, чтобы книга была в хорошем состоянии, — напоминает Ирина Лукьянова. — Замечательно, если она сохранила свою родную обложку. Упаковочная коробка, закладки, дополнительные листы, различные вкладыши придают ей в глазах букинистов дополнительную привлекательность.
кстати
Ценовые разночтения
Мечта каждого антикварщика — набрести на нечаянную радость и заполучить шедевр по символической цене.
— Однажды наш молодой сотрудник выехал на вызов. Нужно было оценить вещи у женщины-искусствоведа, — вспоминает генеральный директор фирмы Геннадий Медведев. — Парень набрал всякого “сору” долларов на 200. И тут хозяйка показывает ему шкатулку — странный такой ларь, из дерева, отделанный бронзой с остатками посеребрения. Внешне старина выглядела слегка потрепанно.
— Может, и ее возьмете за 50 долларов?
Молодой человек согласился. Внимания на шкатулку никто не обратил. Поставили ее на продажу за 500 долларов. И как-то я проходил мимо витрины и решил приглядеться к ларю — уж больно породистым он выглядел.
Принес в свой кабинет, перевернул шкатулку и в прямом смысле слова ахнул. Там всюду стояли клейма Хлебникова — поставщика двора Его императорского величества. А отделана она не бронзой, а серебром, которое с годами дало такую своеобразную патину. Раритет тут же отправили на реставрацию. Когда она к нам снова вернулась, тот молодой сотрудник поинтересовался: за какую же цену ее теперь выставлять? Не из простых вопрос, надо сказать. Вещь уникальная, без оговорок. Такую вряд ли где еще найдешь. В итоге мы продали ее за 60 тысяч долларов!
Цена старых вещей
Комиссия антикварных магазинов - 20—40% от стоимости вещи
Оценка вещей - бесплатно
Экспертиза - 1000—20 000 руб.
Редкая фарфоровая статуэтка 50—60-х годов прошлого века - 2—3 тыс. долл.
Дореволюционная открытка (малый тираж) или фотография (в зависимости от именитости фотографа) - От 150 руб. до 90 тыс. руб.
Старинная икона в серебряном окладе - 10 тыс. — 20 тыс. долл. и больше