Попробуйте дать униженным и оскорбленным власть — и что получится?
Мы обогащены опытом, которого не имел Достоевский. Им дали власть. Этим униженным и оскорбленным. И что же? Тут же они унизили и оскорбили других.
Равновесия быть не может. Кто-то идет наверх, кто-то вниз…
Феномен любой власти заключается в том, что она, как и все типы и виды человеческих отношений, формируется из готовых блоков и простейших геометрических фигур. Если структура разрушена или пострадала какая-то ее часть, то для новой организации или починки понадобятся точно такие же детали, из каких состояла предыдущая формация. Возможно, новый кубик будет иметь не совсем идентичные очертания. Вы думаете, система хотя бы слегка изменится, чтобы принять его в свое тело? Ничуть! Это он, кубик, пообтешется и переформируется, чтобы занять точно уготованную ему нишу.
Человеческая природа столь богата и разнообразна, что вы всегда найдете сторонников — какую бы бредятину ни затеяли. Стоило вспыхнуть революции — и у нее появилась тьма приверженцев, желающих побузить, пограбить, поубивать. Стоило кинуть клич об искоренении врагов народа — и мигом сыскалась тьма доносчиков и палачей. Стоило провозгласить лозунг о великой Германии, и мгновенно была сформирована прекрасная армия, готовая ринуться в бой и растерзать любую страну, не говоря уж об отдельной личности, да и не до мелочей этим послушным и вдохновенным солдатам было, они решали крупные, масштабные задачи, а частные вопросы утрясали дымившие крематорскими трубами концлагеря.
Однако с гораздо большими сложностями вы столкнетесь, если попробуете осуществить что-нибудь позитивное, конструктивное, созидательное. В таких случаях, если лидер, оратор, командир пытается поднять и повести за собой человеческие массы, он, как правило, испытывает трудности, возникает непонимание и сопротивление со стороны этих масс. Они почему-то медлят, долго раскачиваются, лениво тянутся и в конце концов принимаются за навязанное им дело, но так нехотя, зевая и почесываясь, так безбожно не торопясь, а всячески саботируя задания, что само собой, естественным образом возникает желание их поторопить, подхлестнуть, заставить силой. Появляется желание обвинить их в социальной пассивности и недомыслии, появляется охота за уши втянуть их в мир более возвышенных идей и отношений, то есть в более совершенную общественно-политическую формацию, на более высокую ступень развития, если же они упрямятся, то является искушение отыскать среди них виноватых, то есть врагов народа, которые мешают остальным возвыситься над собой, и затем понести свет прогресса другим странам, другим континентам, которые тоже еще не дозрели до совершенства, но их ведь можно подтолкнуть к зрелости, их можно вынудить — пусть даже с помощью репрессивных мер (а что еще остается, когда бараны не подчиняются?) — осознать все прелести и выигрыши от привнесенной на их землю идеологии.
Поэтому разумнее оставаться от всего этого в стороне. Если, конечно, это позволено и за это не загоняют на нары и в концентрационные лагеря, где самое место для одиночек-пессимистов, не верящих в прогресс и высокое предназначение двуногих дикарей.
А для того чтобы оставаться в стороне, вот какими заповедями следует руководствоваться: НЕ УЧАСТВУЙ! ЗАБАВЛЯЙСЯ, СМОТРИ, как сменяют одна другую исторические формации, как брат идет на брата, как лопаются банки и горят леса, как рушатся судьбы и царства, как впадают в ничтожество люди… Будь созерцателем, даже когда несчастье коснется тебя или твоих близких. Это — лишь очередная уловка, предпринятая жизнью, чтобы вывести тебя из равновесия.
А еще: НАДО УМЕТЬ ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА. На недостатки ближних, на обман, исходящий от тех, кто сверху, но практикуемый и теми, кто рядом, на жестокость и глупость, присущие человеку (и непростительные ему), и на извинительную кровожадность четвероногих хищников, на несовершенства демократии и ужасы тоталитаризма, на невозможность примирения наций и коварство отдельных индивидов и целых народов… И еще на многое, многое… Если собираешься хоть как-то выживать в этом мире — НАДО УМЕТЬ ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА. Тогда шанс есть. Небольшой, но существует. “Я буду жить во что бы то ни стало, а вы живите как хотите, и пусть все остальное идет прахом” — вот каким должен быть ваш девиз.
Да, наши возможности не слишком многообразны. Можно родиться либо красивым, либо некрасивым. Быть либо честным, либо нечестным. Гордым либо жалким. Либо — либо, многообразия не дано. Мы существуем в очень узких и тесных рамках. Осуществляем плавание между двух, а не четырех и не восьми берегов. Путь предопределен, направление указано — вперед, к небытию, а уж какими зигзагами к нему добираться, это вам решать и выбирать, это и есть мера отпущенной свободы.