Туристический сезон набирает обороты. А вместе с ним выходят на пик своей активности и те, кто живет за счет кошельков простодушных отпускников. В какие ловушки могут угодить путешественники, выяснил корреспондент “МК-Воскресенья”.
Как выбрать турфирму
— Пять лет назад недовольных туристов было гораздо больше, — говорит советник руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Синицын. — Но и сейчас, несмотря на позитивную тенденцию, жалоб достаточно. Самыми “проблемными” остаются массовые направления — Турция, Египет. В Европе туристический рынок все-таки намного более цивилизованный.
Благополучный отдых начинается с тщательного выбора фирмы, на попечение которой вы собираетесь себя, любимого, отдать. Лучше если это будет известное агентство или крупный туроператор. К организации, которая подвизается в сфере отдыха без году неделя, относиться надо с осторожностью. Чтобы досконально проработать то или иное направление, компаниям требуется не один год. И оттачивается профессионализм подчас на горьком опыте отдыхающих. Кроме того, никто не гарантирует, что такая фирмочка-пионер не выпечена на полсезона — исключительно для того, чтобы собрать средства у обремененных “лишними” деньгами граждан.
В джентльменском наборе турфирмы обязательно должны быть свидетельство о регистрации юридического лица и лицензия. К слову, бывает, что контора уже лишилась разрешения на туристическую деятельность, но торжественно предъявляет клиентам подтверждения своей былой славы. Не поленитесь проверить отксерокопированный документ на подлинность. Уточнить информацию о наличии лицензии у туроператора и турагента можно на web-сайте Федерального агентства по туризму www.russiatourism.ru.
Про репутацию фирмы или отеля, который вам приглянулся, тоже многое расскажет Интернет. Наиболее продвинутые туристы свой отдых начинают с поисков в Сети — благо специализированных сайтов отзывов и форумов там предостаточно.
Отдых под стук молотков
Владислав, отправляясь в тур, беспечно подписал соглашение, в котором содержалась поистине исчерпывающая информация: “Отдых в Турции на берегу моря”. Путешествие выдалось таким же “эксклюзивным”, как и текст договора.
— Поселили нас в неповторимых вагончиках а-ля ремонтные работы прямо на берегу. Из удобств самым ярким оказался душ — один на тридцать человек, — нервно вспоминал потом Влад о своих приключениях.
Жанне Д. повезло куда больше. Она устроила кастинг гостиниц по фотографиям. Но, когда девушка добралась до места, выяснилось, что отель ее грез на ближайший месяц забит до отказа.
— Мы поселим вас в другое место. О, это не просто отель, это настоящая жемчужина нашего побережья! — вкрадчиво и елейно нашептывала принимающая сторона, услужливо провожая Жанну под покровом ночи к незнакомой гостинице. С первыми проблесками рассвета в “жемчужине” обнаружились существенные изъяны: с одной стороны в отель упиралась грохочущая на все лады стройка, с другой — открывался панорамный вид на кладбище.
Бронь гостиницы — один из самых уязвимых моментов туристского счастья.
— Даже в отелях одной и той же категории условия зачастую разнятся, — объясняет юрист Общества по защите прав потребителей Московской области Ирина Соколова. — При этом все возражения “разбивает” тот факт, что звездный статус гостиниц номинально равнозначен.
Почти всегда в договоре есть сноска о том, что в связи с загруженностью вас могут переселить в другое место. Поэтому позаботьтесь об этом особенно тщательно. Впишите в договор все важные для вас условия: не только категорию гостиницы, но и ее расположение (к примеру, первая линия от моря), вид из окна, номер люкс или бунгало. Указывайте детали, вплоть до того, что пляж должен быть песчаным, а путь до него отнимать не больше семи минут.
Чем больше подробностей, тем больше вероятность того, что при необходимости вы отстоите свои права. Если навстречу вам идти не хотят — делайте выводы. И не забывайте, что договор составляется в двух экземплярах. Когда вам говорят, что вашу копию договора вы получите на руки перед вылетом, задумайтесь: а получите ли вы ее вообще?
Билет в один конец
По идее, начало и окончание вашего путешествия строго оговорены заранее. Однако и здесь происходит немало накладок.
Главная беда чартеров — задержка рейса. Но бывает и круче. К примеру, одна предусмотрительная чета российских туристов прибыла в аэропорт загодя. И вдруг с немым удивлением обнаружила, что самолет улетает не в полдень, как говорил менеджер, а на полтора часа раньше. Посадка была в самом разгаре, когда до подопечных добрался-таки представитель фирмы с билетами. Он тоже был не в курсе, что рейс перенесли…
Одна из самых коварных ловушек — билет в один конец. Турменеджер клятвенно заверяет вас, что обратный “пропуск” на Родину вы получите без проблем во время отдыха. В этом же убедили и Георгия, который даже за день до отъезда ничуть не переживал по поводу возвращения. Торопясь на очередную экскурсию, он случайно увидел представителя принимающей стороны. Подошел к девушке поинтересоваться: мол, как там с билетом дела обстоят? Хрупкое создание дико обрадовалось его появлению и протараторило:
— Ой, вы-то мне как раз и нужны! Я про вас совсем забыла. Ваш самолет улетает через три часа!
Но это еще цветочки. Был случай, когда за туристами самолет просто не прилетел. Люди, оставшись в чужой стране без денег и связей, чуть ли не на коленях умоляли сотрудников аэропорта посадить их на любой лайнер до России. В качестве платы за билет снимали с себя золото и драгоценности. Кстати, потом пострадавшие даже выиграли дело в суде, только вот взыскать с турфирмы по справедливости не получилось. Горе-компания к тому моменту бесследно растворилась на просторах отечества.
Однако такие крайности, к счастью, бывают редко. И если вы лишь отдохнули меньше на денек-другой, попросите турфирму возместить вам финансовые потери. В каждом случае ущерб рассчитывается индивидуально. Как минимум турист может рассчитывать на компенсацию за проживание.
Кто спасет от гида?
Принимающая сторона может оказаться поистине непредсказуемой. Допустим, вас хлебосольно встретили прямо в аэропорту и не забыли забронировать номер в гостинице на ваше имя. Здорово, но расслабляться не стоит! А наш земляк Иван К. расслабился и не поладил с темпераментным восточным гидом. В итоге мужчина на все время отдыха лишил себя ужина. Всякий раз, когда Иван спускался в бар, кровь в жилах гида начинала бурлить от негодования. И он яростно кидал в руссо туристо пластиковые стулья.
И это отнюдь не предел гостеприимства. Как-то молодая женщина из России, опасаясь за здоровье ребенка, опрометчиво пожаловалась администрации отеля на качество еды. Во время беседы тарелка с предметом спора случайно выскользнула из рук туристки на пол. Тут же администрация призвала на помощь полицию. Дескать, у нас тут постоялица дебоширит. Благо соотечественники за женщину вступились. Расстались обе стороны вполне миролюбиво, а ночью в номер к возмутительнице спокойствия вломилось несколько крепышей. Вытащили ее на улицу, стали угрожать, что ребенка отнимут. Для закрепления эффекта сломали путешественнице ногти. И после ночного урока послушания насильно перевезли в другую гостиницу.
— В таких случаях вообще сложно предъявлять какие-то претензии, — объясняет юрист Александр Байбородин. — Можно посоветовать только одно: брать в свидетели отдыхающих. Записывать координаты тех людей, кто согласился бы потом выступить на вашей стороне в суде.
Из более традиционных туристских жалоб — недовольство номером, уровнем обслуживания, питанием. В таких случаях нужно составлять акты и давать на подпись принимающей стороне. Если в подписи вам откажут, можете объединиться с другими недовольными. Тогда легче будет доказать свою правоту. Еще один способ — использовать в качестве аргумента фотографии.
Если же ситуация вышла из-под контроля, а принимающая сторона бездействует, ищите защиты у российского консула.
В лапах местного сервиса
Тот, кто отправляется на отдых в Европу, вполне может обойтись заказом одной лишь обзорной экскурсии. Самостоятельно составить туристический маршрут для Франции, Чехии или Испании не проблема. Зато помимо экономии средств вы увидите действительно то, что хотели увидеть.
С восточным направлением сложнее. Не торопитесь сразу же заказывать экскурсии у встречающей стороны. Осмотритесь. Зачастую гиды получают комиссию с проданных экскурсий. Вот почему они вдохновенно будут приставать к вам, даже если едва лопочут по-русски. Опыт других туристов показывает, что “родной” гид может взять с вас за любознательность в два-три, а то и в пять раз дороже, чем любое местное агентство. Кроме того, в некоторых случаях существенный выигрыш в деньгах получается, если добраться до места самостоятельно — на такси или на автомобиле из проката.
Иногда туристам на разогрев устраивают большую бесплатную экскурсию по городу. Растягивается она чуть ли не на день, а в программе визита значатся все больше магазины шуб и дубленок, ювелирные салоны, фабрики по производству ковров и другие подобные “достопримечательности”. И везде вас будут сладко убеждать, что цена на вещь тут чуть ли не ниже ее себестоимости. Кто из туристов не спохватится вовремя, позже с разочарованием обнаружит, что и шубка для жены, и ковер ручной работы обошлись втридорога.
Особенную душевность к туристам демонстрируют мелкие лавочники. Уже с первых секунд беседы выясняется, что именно вас этот радушный и щедрый на улыбки торговец поджидал весь сегодняшний день. Не успеете оглянуться, как влекомые юрким продавцом окажетесь в его лавочке. Как бы невзначай он выведает у вас, насколько опытны вы в самобытном искусстве восточного торга. А потом с любезнейшим видом назовет цену, прямо пропорциональную вашей наивности. Так, одни и те же часы можно купить как за 200 долларов, так и за 50. Так что или не увлекайтесь покупками, или сравнивайте цены в разных магазинчиках и учитесь торговаться.
кстати
•Воспользуйтесь страховкой от невыезда. Если в последний момент посольство откажет вам в визе или вы сами не сможете отправиться в тур, “сгоревшие” деньги возместит страховая компания.
•Иногда визу человеку не выдают потому, что сама турфирма неправильно оформила пакет документов. Посмотрите на штамп в паспорте. При необходимости уточните причину отказа в посольстве. Если вам отказано в оформлении или выдаче визы по этой причине, значит, недобросовестно сработала турфирма, и вы вправе предъявить ей финансовые претензии.
•Вы решили расторгнуть договор за неделю до начала путешествия? Первый вариант: турфирма возместит вам убытки в соответствии со своими фактическими затратами. То есть, если она к тому моменту забронировала вам номер в отеле и заказала билеты, вы получите копейки. Сколько ваших кровных к тому моменту компания потратила на самом деле, вряд ли удастся выяснить. Второй вариант: вам вернут некоторую часть суммы, исходя из штрафных санкций. Штрафы указываются в договоре, так что будьте внимательны.
•Претензии туроператору или турагенту можно предъявлять в течение 20 дней с момента окончания действия договора.
•Стоимость тура после заключения договора не должна повышаться. Все звонки менеджеров с просьбой “добавить на топливный сбор” или что-то еще из этой же серии по меньшей мере некорректны. В этом случае стоит всерьез задуматься: а так ли надежна и чистоплотна та турфирма, с которой вы заключили договор?