"Единый" замедленного действия
Госэкзамен грозит стать катастрофой
С уходом из школы нынешних московских одиннадцатиклассников уйдут в историю и выпускные экзамены. Ученики десятых классов, похоже, попали (в новейшую историю российского образования): в июне 2004 года их ожидает Единый государственный экзамен.
В режиме эксперимента в 2001 году ЕГЭ уже сдавали 40 тысяч школьников в 5 российских регионах; через год, в 2002-м, регионов стало уже 16, а учеников — 400 тысяч; в 2003 году число экспериментальных субъектов РФ возрастет до 42, а количество ребят — до 600 тысяч человек. Министерство образования активно проталкивает свою любимую идею. Однако большинство ректоров ведущих отечественных вузов и директора школ до сих пор относятся к ЕГЭ весьма скептически.
Столичные власти тоже отнюдь не спешат вводить у себя Единый госэкзамен. На прошедшем 30 августа городском педагогическом совете мэр Лужков и руководство Комитета образования весьма сдержанно говорили о перспективах ЕГЭ в столице. В городе успешно действует программа “Столичное образование-3”. Что даст единый госэкзамен школьникам Первопрестольной? Не станет ли он лишней головной болью для учеников, их родителей и учителей? Эти вопросы звучали и с трибуны августовского педсовета: их задавали известные московские педагоги и заслуженные директора школ. А в кулуарах заседания эту тему активно обсуждали рядовые учителя Москвы. Приводились аргументы как за, так и против введения ЕГЭ в столице.
Первый, главный аргумент “за”. Единый госэкзамен призван заменить выпускные испытания в школе и вступительные — в вуз. Он существенно снизит нагрузки на выпускников, поможет сохранить их здоровье и избавит от лишних переживаний и стресса.
Сегодня любой одиннадцатиклассник должен как минимум дважды подтверждать свои знания: 5—6 выпускных экзаменов в школе, а буквально через пару недель — еще 3—4 в вузе. Получается двойная нагрузка на не самое богатырское здоровье подростка. В большинстве развитых стран мира (в Англии, Франции, Бельгии, Греции), а также в некоторых государствах СНГ (Армения, Казахстан) подобной практики уже давно не существует. Вместо отдельных выпускных и вступительных испытаний ребята там сдают письменные тесты и по их результатам попадают в то или иное высшее учебное заведение.
Но в Москве похожая практика итогово-вступительного испытания давно уже действует! Это так называемые “совмещенные” экзамены. Они проходят в большинстве (в 800 из 1500) столичных учебных заведений. Школы заключают договоры с вузами, и старшеклассники занимаются два последних года (10—11-й классы) на дополнительных уроках с преподавателями. В июне они сдают выпускные экзамены, которые одновременно засчитываются как вступительные. Практически каждый российский университет или академия имеет в Москве свои “прикрепленные” школы. Это выгодно и самим вузам (преподаватели получают дополнительные деньги за занятия), и школьникам (они становятся студентами уже в июне).
Однако этой весной министр образования своим приказом запретил проводить совмещенный экзамен (правда, с 2003 года). Это сделано по требованию Генеральной прокуратуры, которая усмотрела в “совмещенке” нарушение прав граждан на равный доступ к образованию. Многие учителя и преподаватели теперь спрашивают: зачем было отменять прекрасно зарекомендовавшую себя практику, если через год ее собираются заменить подобной, но только еще не опробованной? К тому же новинка потребует значительных денежных вливаний: по оценке специалистов, проведение ЕГЭ обойдется Москве как минимум в 5 миллионов рублей.
Второй аргумент “за” важен для иногородних абитуриентов. Выпускники смогут поступать сразу в несколько вузов, и не только в местные, но и вообще в любые. Причем не понадобится никуда ехать: достаточно будет разослать сертификаты с баллами в приемные комиссии, а уж вузы сами отберут тех, кто достоин в них учиться. Это позволит ребятам из провинции, особенно из небогатых семей, поступить в престижные столичные университеты и академии: отпадет необходимость тратить огромные деньги на дорогу и проживание в одном из самых дорогих городов мира.
ЕГЭ, таким образом, выгоден всем, кроме москвичей. Столичные ребята от него ничего не выиграют. Да, теоретически любой московский абитуриент сможет послать свой сертификат в какой-нибудь Колымский пединститут, но многие ли захотят это сделать? Даже в ближайших — подмосковных — вузах сейчас учатся буквально единицы жителей Первопрестольной. В Москве же мечтают учиться все. Приемные комиссии столичных вузов, особенно таких, как МГУ, МГИМО, “Бауманка”, РГГУ, окажутся завалены сотнями тысяч сертификатов со всех концов России. Безусловно, университеты и академии столицы предназначены не только для жителей города, а для всех граждан России. В московских вузах всегда училось много иногородних студентов. Но что толку, если мальчик из Улан-Удэ поступит по своему отличному сертификату в московский вуз, а денег на проживание в дорогом мегаполисе у него не будет, как не будет и крыши над головой?.. В целом ряде московских институтов при приеме документов абитуриентов честно предупреждают: мест в общагах нет и не предвидится. Не логичнее было бы направлять государственные деньги на строительство филиалов столичных университетов и академий в регионах? Тогда ребята из маленьких городков и поселков смогут получить качественное образование, не покидая родных мест.
Кроме того, где гарантия, что сертификаты с высокими баллами, присланные, скажем, из Калмыкии или Якутии, действительно будут отражать отличные знания их владельцев? Ведь известно, какая ситуация сейчас сложилась со школьными медалями. Ежегодно тысячи “золотых” и “серебряных” медалистов из регионов штурмуют московские вузы — и абсолютное большинство из них отсеивается после первого же экзамена. На поверку местное “золото” и “серебро” оказывается весьма низкого качества... Именно по этой причине ректоры большинства престижных столичных университетов и академий настаивают на том, чтобы за вузами сохранилось право проводить у себя хотя бы один, профильный экзамен. Тогда они смогут набирать будущих студентов не вслепую — только на основе сертификатов, — но и по результатам очных испытаний. В самом деле: школьный экзамен по математике в каком-нибудь Заозерске — отнюдь не то же самое, что аналогичное испытание на мехмате МГУ.
Вызывает много вопросов и сама процедура проведения Единого госэкзамена. Нынешним летом вместо положенных трех дней проверка ученических тестов заняла целую неделю. А сдавали ЕГЭ всего 400 тысяч человек, и не по всем школьным предметам, а только по некоторым. Что же тогда будет, когда проверять придется тесты всех российских выпускников — а это более 1320 тысяч человек, да еще по 5—6 дисциплинам! Простая арифметика показывает, что вся эта процедура займет более двух месяцев! Какое уж тут качество оценки знаний — справиться бы с количеством...
Есть еще одно “но”. В Москве ежегодно заканчивают школу примерно 76 тысяч одиннадцатиклассников. Школьные классы для проведения ЕГЭ использовать нельзя — госэкзамен должен проходить за пределами средних учебных заведений. Можно, конечно, задействовать аудитории колледжей, техникумов и вузов, но как раз в это время у студентов начинается летняя сессия. Представьте, как в какой-нибудь вуз на Единый госэкзамен явится одновременно несколько тысяч школьников, плюс еще столько же собственных студентов придет сдавать собственные зачеты и экзамены? Бардак в лучших российских традициях.
В общем, вопросов по ЕГЭ пока больше, чем вразумительных ответов на них.
В режиме эксперимента в 2001 году ЕГЭ уже сдавали 40 тысяч школьников в 5 российских регионах; через год, в 2002-м, регионов стало уже 16, а учеников — 400 тысяч; в 2003 году число экспериментальных субъектов РФ возрастет до 42, а количество ребят — до 600 тысяч человек. Министерство образования активно проталкивает свою любимую идею. Однако большинство ректоров ведущих отечественных вузов и директора школ до сих пор относятся к ЕГЭ весьма скептически.
Столичные власти тоже отнюдь не спешат вводить у себя Единый госэкзамен. На прошедшем 30 августа городском педагогическом совете мэр Лужков и руководство Комитета образования весьма сдержанно говорили о перспективах ЕГЭ в столице. В городе успешно действует программа “Столичное образование-3”. Что даст единый госэкзамен школьникам Первопрестольной? Не станет ли он лишней головной болью для учеников, их родителей и учителей? Эти вопросы звучали и с трибуны августовского педсовета: их задавали известные московские педагоги и заслуженные директора школ. А в кулуарах заседания эту тему активно обсуждали рядовые учителя Москвы. Приводились аргументы как за, так и против введения ЕГЭ в столице.
Первый, главный аргумент “за”. Единый госэкзамен призван заменить выпускные испытания в школе и вступительные — в вуз. Он существенно снизит нагрузки на выпускников, поможет сохранить их здоровье и избавит от лишних переживаний и стресса.
Сегодня любой одиннадцатиклассник должен как минимум дважды подтверждать свои знания: 5—6 выпускных экзаменов в школе, а буквально через пару недель — еще 3—4 в вузе. Получается двойная нагрузка на не самое богатырское здоровье подростка. В большинстве развитых стран мира (в Англии, Франции, Бельгии, Греции), а также в некоторых государствах СНГ (Армения, Казахстан) подобной практики уже давно не существует. Вместо отдельных выпускных и вступительных испытаний ребята там сдают письменные тесты и по их результатам попадают в то или иное высшее учебное заведение.
Но в Москве похожая практика итогово-вступительного испытания давно уже действует! Это так называемые “совмещенные” экзамены. Они проходят в большинстве (в 800 из 1500) столичных учебных заведений. Школы заключают договоры с вузами, и старшеклассники занимаются два последних года (10—11-й классы) на дополнительных уроках с преподавателями. В июне они сдают выпускные экзамены, которые одновременно засчитываются как вступительные. Практически каждый российский университет или академия имеет в Москве свои “прикрепленные” школы. Это выгодно и самим вузам (преподаватели получают дополнительные деньги за занятия), и школьникам (они становятся студентами уже в июне).
Однако этой весной министр образования своим приказом запретил проводить совмещенный экзамен (правда, с 2003 года). Это сделано по требованию Генеральной прокуратуры, которая усмотрела в “совмещенке” нарушение прав граждан на равный доступ к образованию. Многие учителя и преподаватели теперь спрашивают: зачем было отменять прекрасно зарекомендовавшую себя практику, если через год ее собираются заменить подобной, но только еще не опробованной? К тому же новинка потребует значительных денежных вливаний: по оценке специалистов, проведение ЕГЭ обойдется Москве как минимум в 5 миллионов рублей.
Второй аргумент “за” важен для иногородних абитуриентов. Выпускники смогут поступать сразу в несколько вузов, и не только в местные, но и вообще в любые. Причем не понадобится никуда ехать: достаточно будет разослать сертификаты с баллами в приемные комиссии, а уж вузы сами отберут тех, кто достоин в них учиться. Это позволит ребятам из провинции, особенно из небогатых семей, поступить в престижные столичные университеты и академии: отпадет необходимость тратить огромные деньги на дорогу и проживание в одном из самых дорогих городов мира.
ЕГЭ, таким образом, выгоден всем, кроме москвичей. Столичные ребята от него ничего не выиграют. Да, теоретически любой московский абитуриент сможет послать свой сертификат в какой-нибудь Колымский пединститут, но многие ли захотят это сделать? Даже в ближайших — подмосковных — вузах сейчас учатся буквально единицы жителей Первопрестольной. В Москве же мечтают учиться все. Приемные комиссии столичных вузов, особенно таких, как МГУ, МГИМО, “Бауманка”, РГГУ, окажутся завалены сотнями тысяч сертификатов со всех концов России. Безусловно, университеты и академии столицы предназначены не только для жителей города, а для всех граждан России. В московских вузах всегда училось много иногородних студентов. Но что толку, если мальчик из Улан-Удэ поступит по своему отличному сертификату в московский вуз, а денег на проживание в дорогом мегаполисе у него не будет, как не будет и крыши над головой?.. В целом ряде московских институтов при приеме документов абитуриентов честно предупреждают: мест в общагах нет и не предвидится. Не логичнее было бы направлять государственные деньги на строительство филиалов столичных университетов и академий в регионах? Тогда ребята из маленьких городков и поселков смогут получить качественное образование, не покидая родных мест.
Кроме того, где гарантия, что сертификаты с высокими баллами, присланные, скажем, из Калмыкии или Якутии, действительно будут отражать отличные знания их владельцев? Ведь известно, какая ситуация сейчас сложилась со школьными медалями. Ежегодно тысячи “золотых” и “серебряных” медалистов из регионов штурмуют московские вузы — и абсолютное большинство из них отсеивается после первого же экзамена. На поверку местное “золото” и “серебро” оказывается весьма низкого качества... Именно по этой причине ректоры большинства престижных столичных университетов и академий настаивают на том, чтобы за вузами сохранилось право проводить у себя хотя бы один, профильный экзамен. Тогда они смогут набирать будущих студентов не вслепую — только на основе сертификатов, — но и по результатам очных испытаний. В самом деле: школьный экзамен по математике в каком-нибудь Заозерске — отнюдь не то же самое, что аналогичное испытание на мехмате МГУ.
Вызывает много вопросов и сама процедура проведения Единого госэкзамена. Нынешним летом вместо положенных трех дней проверка ученических тестов заняла целую неделю. А сдавали ЕГЭ всего 400 тысяч человек, и не по всем школьным предметам, а только по некоторым. Что же тогда будет, когда проверять придется тесты всех российских выпускников — а это более 1320 тысяч человек, да еще по 5—6 дисциплинам! Простая арифметика показывает, что вся эта процедура займет более двух месяцев! Какое уж тут качество оценки знаний — справиться бы с количеством...
Есть еще одно “но”. В Москве ежегодно заканчивают школу примерно 76 тысяч одиннадцатиклассников. Школьные классы для проведения ЕГЭ использовать нельзя — госэкзамен должен проходить за пределами средних учебных заведений. Можно, конечно, задействовать аудитории колледжей, техникумов и вузов, но как раз в это время у студентов начинается летняя сессия. Представьте, как в какой-нибудь вуз на Единый госэкзамен явится одновременно несколько тысяч школьников, плюс еще столько же собственных студентов придет сдавать собственные зачеты и экзамены? Бардак в лучших российских традициях.
В общем, вопросов по ЕГЭ пока больше, чем вразумительных ответов на них.
Самое интересное
-
-
В «Ахмате» рассказали об оборонительном рубеже ВСУ в Курской области
-
Убрать Россию: у убийства генерала Кириллова и взрыва на сухогрузе Ursa Major найдено общее
-
Предложивший "голодным украинкам спать с миротворцами" профессор получил жесткий ответ
-
Назван несложный способ увеличивать ежедневно продолжительность жизни на шесть часов
-
Что нового ждет россиян с 1 января 2025 года: пенсии, налоги, штрафы
Что еще почитать
-
Украине приготовиться: Лавров намекнул об ударах по центрам принятия решений в Киеве
-
Песков прокомментировал слухи о том, что азербайджанский лайнер перед крушением был обстрелян
-
Эксперт назвал наиболее вероятные цели для ядерного «Орешника»
-
Певец Юлиан рассказал, какое блюдо на новогоднем столе разозлит Змею
-
Сталин-курильщик имел свои «ноу-хау»: все о никотиновой привычке великого вождя
В регионах
-
Народные приметы на 25 декабря 2024 года: что нельзя делать в Спиридонов день
-
Народные приметы на 26 декабря 2024 года: что нельзя делать в Ведьмины посиделки
-
Ханука 2024-2025: душевные и яркие картинки и открытки с поздравлениями
Хабаровск -
Что представителю Президента в УрФО Артему Жоге стоило бы знать о Режевском городском округе
Екатеринбург -
Сколько стоят советские ёлочные игрушки в Рязани: подборка объявлений
Рязань -
В Саратовскую область приедут еще две тысячи гастарбайтеров
Саратов