В лесхозах катастрофически не хватает пожарной техники. В Куровской всего 6 пожарных машин (и те далеко не самые современные) и 6 мотопомп. Здесь делают основной упор на “кадры”: за ликвидацию огня сотрудникам платят премиальные сверхурочные. Работу в выходные оплачивают в двукратном размере.
Однако опасный труд ликвидаторов нельзя компенсировать никакими деньгами: на днях одного из пожарных укусила змея. По рассказам спасателей, обезумевшие пресмыкающиеся ползут от огня целыми “гадюшниками” и бросаются на людей как на главных виновников произошедшего. Такая фантасмагория будет длиться еще долго. Спасатели констатируют, что потушить до конца торфяники им не удастся, нужны долгие и сильные дожди.
— У нас в конторе остались только женщины. Они готовят и привозят нам обеды, — задыхаясь и кашляя, пытается перекричать пожарную технику сотрудник Куровского опытного лесхоза.
Дышать в лесу нечем, но это полбеды. Как в американском кино в жанре “экшн”, тут и там с треском валятся вековые сосны — в считанных сантиметрах от проходчиков. Водитель пожарной службы лесхоза Василий Вахмянин ездит за водой на ближайший пруд каждые полчаса. Его рабочий день начинается в 8 утра и заканчивается в 10 вечера.
Причина пожаров — стара как мир. “Ягодники” ходят в лес и бросают на торфяную почву непотушенные “бычки”. Это версия пожарных. Местные жители из ближайшей к лесу деревни Авсюнино уверяют, что с таким же успехом лес горит от брошенных на землю бутылочных осколков. Они преломляют солнечные лучи подобно линзе, и лесная подстилка вспыхивает как спичка.
Сами авсюнинцы в шоке: они забыли, когда последний раз нормально возились в своих огородах и развешивали стираное белье. Со всех сторон — дым, гарь, ведь деревня окружена горящими лесами.
— Невмоготу по утрам, часов до 11, и вечерам, — жалуется местная пенсионерка. — Впору кислородную подушку покупать.
Паника царит не только в населенных пунктах, но и в столице. На днях по телевидению сообщили, что подмосковные власти издали распоряжение закрыть леса от туристов. Однако губернатор Подмосковья Борис Громов эту информацию опровергает. По его словам, “это просто невозможно сделать”.
Когда писался этот материал, в Подмосковье горело 155 га леса. Самая критическая ситуация по-прежнему в Шатурском, Орехово-Зуевском и Лотошинском районах. В областном бюджете нынешнего года на борьбу со стихией предусмотрено 14 млн. рублей, 8 млн. уже потрачено.