По заветам Штирлица
С деловым видом он миновал один лестничный марш, другой... Возле самых турникетов чуть задержался и, быстренько оглянувшись вправо-влево, ловко поднырнул под блестящие трубы бокового ограждения, разделяющего “входную” и “выходную” части вестибюля. Тетенька-контролер, всю свою бдительность мобилизовавшая на то, чтобы следить за манипуляциями граждан с магнитными карточками и проездными билетами, столь наглого прорыва попросту не заметила.
Эх, уйдет ведь, уйдет!.. Репортеру “МК” пришлось догонять этого ловкача едва ли не бегом. На станцию мы спустились почти одновременно. Однако, оказавшись на просторном перроне, “объект” повел себя непонятно. Он словно потерял цель своей “экспедиции под землю”. Вот остановился, размышляя о чем-то... Заглянул под ближайшую скамью для отдыха пассажиров... Не спеша направился к соседней... Потом подошел ближе к краю перрона... Ищет что-нибудь? Или куда-то ехать собрался?
Как выяснилось, хитрец действовал в точном соответствии с заветами легендарного Исаева-Штирлица. Он пропустил первый поезд, второй... И погрузился лишь в третий состав. Посчитав, видимо, что все опасности позади, этот ловкий малый вдруг широко зевнул и... улегся на пол прямо посреди вагона!
Пока наш голубой экспресс катил к центру, сей “марафонец” с удовольствием скушал сосиску, презентованную сердобольной женщиной, подремал вполглаза... А на “Маяковской” вдруг встрепенулся и решительно шагнул на перрон. Но это была лишь короткая остановка в пути. Прогулявшись между стройных колонн, “объект” повторил маневр с вскакиванием в двери очередного поезда. На сей раз он “продернул” лишь на пару подземных перегонов и, сойдя на “Театральной”, решительно направился в дальний конец платформы.
Ловко уворачиваясь от встречного потока пассажиров, настырный шустрик добрался по длинному коридору до “Площади Революции”. “Осторожно, двери закрываются!” И вот уже мы катим по направлению к “Щелковской”. В пути товарищ вновь решил прикорнуть, но на сей раз выбрал местечко поукромнее — у торцевой двери вагона. Однако когда голубой экспресс выкатился из тоннеля на наземный участок трассы, лежебока вмиг взбодрился... Потянул воздух носом... И сошел на “Измайловской”. Пьянящие лесные ароматы, веющие из аллей парка, явно вскружили “пришельцу” голову: он рванул к зеленым лужайкам напрямик... и едва не попался в железные объятия бдительной автоматики — турникет отсалютовал звонким ударом своих “клешней” буквально в нескольких сантиметрах от спины.
Благовоспитанные бобики
Оказавшись на лесопарковом просторе, бесстрашный пес-путешественник припустил во все лопатки, оставив репортера “МК” в недоумении. Что же это все-таки было — хаотическое перемещение во времени и пространстве или целенаправленное действие собачьего интеллекта?..
Последнее, между прочим, весьма вероятно. Во всяком случае, в Первопрестольной уже был замечен пес, которому впору было бы выдавать “метрошный” проездной билет. Сей “собачий гений” чуть ли не ежедневно совершал путешествия от “Кузьминок” (где, по-видимому, была его “квартира”) до “Полежаевской” (здесь хвостатый проныра изволил трапезничать на задворках одного из приглянувшихся ему кафе)!
— Собаки на станциях и в поездах стали теперь не таким уж редким явлением. Особенно заметно их прибавляется в метро зимой, когда на улице дворнягам трудно укрыться от холода, — рассказывает пресс-секретарь столичного метрополитена Светлана Царева. — Причем, как подмечают наши сотрудники, барбосы ведут себя очень дисциплинированно: никогда не подходят слишком близко к краю платформы, не пробуют забраться в служебные помещения...
К “законным хозяевам метро” — пассажирам — животные проявляют максимум уважения: не огрызаются, не рычат, не пытаются укусить. Руководству метрополитена за все годы не поступило от граждан ни одной жалобы на четвероногих “безбилетников”. “...И ни разу не возникало по их вине нештатных ситуаций в метро”, — добавляет Царева.
Просто идиллия какая-то! Тем не менее регулярные визиты тузиков-шариков не слишком радуют метрополитеновцев. Мало ли что могут эти хвостатые учудить! А потому собак-“нелегалов” стараются из сабвея вежливо выпроводить. Делается это без лишнего шума и скандала, своими силами: дежурная по станции совместно с уборщицей (а то еще и при поддержке дежурного милиционера) в роли этаких охотников-загонщиков оттесняют пса к выходным дверям: иди, дорогуша, гуляй себе там, наверху!..
Пернатый робинзон
Однако что это мы все про собак? В метрополитене можно встретить “на вольном выпасе” и других представителей фауны. Однажды, например, у пассажира кролик удрал из корзинки и устроил себе небольшой променад среди мраморных колонн. Очевидцы вспоминают: этого ушастого минут десять тогда ловили! На “Савеловской” учинили побег из клетки-плетенки полдюжины пушистых желтеньких цыплят...
Ну вот, наконец, и до пернатых добрались. Птахи московские тоже кое-где умудряются совершать немыслимые “трансформации бытия”: что называется, с небес — да под землю! Как объясняют специалисты технических служб метрополитена, птицы могут залетать на станции лишь через тоннели — там, где они выходят на поверхность. Потому география “птичьих обиталищ” весьма ограничена. На “Комсомольской” (неподалеку от наземного метродепо), “Текстильщиках”, “Измайловском парке” время от времени гостят шустрые воробьишки. А вот “Преображенскую площадь” облюбовала... ворона!
Однажды каркуша совершила отчаянный поступок, проникнув в недра сабвея со стороны открытого участка трассы в районе метромоста через Яузу, пролетела более полукилометра по темной трубе тоннеля и достигла ближайшей станции. Живет она здесь уже около трех лет и чувствует себя вполне комфортно: тепло, светло, сухо, добрые люди всякими вкусностями подкармливают... Правда, немного шумновато и вороньего общества недостает. Зато можно покататься на поезде! Ворона эту забаву очень любит: садится на крышу вагона и едет до конца станционного зала. Лишь перед самым жерлом путевого тоннеля она вспархивает, летит назад и, пристроившись на выступе балки под потолком, караулит следующий поезд.
Улучив время, когда на платформе не слишком много народу, ворона расхаживает по гранитному полу и живо интересуется оброненными “материальными ценностями”: потеребит блестящий пакетик из-под мороженого, перевернет яркую крышечку от пластиковой бутылки... Однажды, когда репортер “МК” наблюдал за этой чернокрылой, она с видимым интересом изучала брошенную у края платформы магнитную карточку на 2 поездки — и так ее повернула, и этак. Создавалось впечатление, что пернатое существо хочет по всем правилам оплатить проезд в метро!
Работники станции рассказывают, что спозаранку, когда приходит первая утренняя смена уборщиц, умная птица обязательно спускается на платформу и ждет: кто-нибудь из женщин обязательно приносит ей угощение. А кроме завтрака вороне устраивают еще и водные процедуры: уборщицы ставят ведро с чистой водой, и “затворница подземелья” с удовольствием в нем плещется.
Помни Мальчика!
Под конец — опять о четвероногих. Светлана Царева сообщила “МК”, что скоро в столичном метро появится памятный знак, барельеф на стене. Его хотят установить в подземном переходе, ведущем к станции “Менделеевская”, — там, где в конце прошлого года произошла трагедия: одна из пассажирок несколькими ударами ножа убила симпатичного пса по имени Мальчик, обитавшего на этой территории.
История эта наделала много шуму. Были статьи в газетах, телепередачи... Группа деятелей искусств, среди которых — известная певица Елена Камбурова, замечательные актрисы Элина Быстрицкая, Людмила Касаткина, Любовь Полищук, обратилась к начальнику столичного метрополитена Дмитрию Гаеву с просьбой разрешить установку в том злополучном переходе памятного барельефа, символизирующего протест против людской жестокости по отношению к живым существам. Буквально несколько дней назад руководство московского сабвея одобрило этот план.
Деньги на мемориал наши народные артисты уже собрали. Над проектом сейчас работают скульптор Александр Цигал и художник-анималист Сергей Цигал.