И никаких тут шуточек нет. Как объясняют ученые, в результате явно наметившегося перегрева Земли повысилась изменчивость погоды. Циклоны теперь бродят совсем иными, непривычными для нас маршрутами — и вот, пожалуйте, получите то апрельскую жару, то снегопады и заморозки на самом пороге лета!
Наблюдения специалистов показали, что начиная с 1860 года средняя температура воздуха у поверхности Земли поднялась на 0,6о, причем основную лепту в это потепление внесли именно последние четыре десятилетия! Не так давно Всемирная метеорологическая организация подвела итог своеобразного “температурного конкурса”: самым жарким за минувшее тысячелетие для землян стал 1998 год, а почетное второе место занял минувший 2001-й. Кроме них в эту “горячую десятку” попали еще 7 лет, пришедшихся на период с 1990 по 2001 год!
* * *
Похоже, нас начинает “поджаривать”. Собравшиеся в эти дни в Москве участники международного семинара, посвященного проблеме снижения отрицательных последствий изменения климата, утверждают вполне определенно: хотя наука еще не может дать точный ответ, чем же вызвано нынешнее заметное потепление в природе (возможно, это очередной естественный цикл), но то, что Земля все сильнее подогревается, не вызывает сомнения!
Тают арктические льды, теряет свой белый панцирь Антарктида — и поднимается уровень океанов и морей, захватывающих мало-помалу все новые участки суши. Из-за непредсказуемых “тепловых атак” увеличивается вероятность ураганов, засух, ливней и снегопадов, наводнений (вспомним прошлогодние катастрофические паводки на Лене, в Тыве, потоп на Вычегде минувшей весной...). Начинает сдавать позиции зона вечной мерзлоты — а ведь при этом в буквальном смысле слова у людей почва уходит из-под ног, “течет” вся северная инфраструктура: проседают трубопроводы, проваливаются в зыбкую топь дороги, перекашивает стены зданий (эти “подарки природы” уже можно обнаружить, например, в Якутии).
— По расчетам некоторых ученых, потепление климата на один градус приводит к уменьшению площади, занимаемой вечной мерзлотой, почти на 30%, — рассказывает академик Георгий Голицын, директор Института физики атмосферы. — Есть серьезные основания предполагать, что к концу нынешнего столетия общая площадь вечной мерзлоты на земле сократится втрое!.. Сейчас “Газпром” уже обсуждает с нашим институтом возможность подготовки научных прогнозов изменения состояния вечной мерзлоты в районах главных газовых месторождений России.
Неподражаемые фокусы демонстрирует природа с Каспийским морем. Начиная с 1930-х и вплоть до 1977 года оно мелело и усохло в итоге на 3 метра. Однако в период с 1978-го по 1995-й вода в море неожиданно начала прибывать и поднялась на 2,5 метра. Сейчас Каспий вроде бы “зафиксировался”, но ученые предполагают, что в связи с изменением климата его уровень к концу ХХI века может “подрасти” на 3—4 метра. Это уже настоящая катастрофа.
Беда может нагрянуть — и совсем с неожиданной стороны. Например, пожалуют в наши северные края всякие теплолюбивые и тропические инфекции — холера, лихорадка Денге, малярия... Специалисты всерьез озабочены возможностью все более широкого распространения клещевого энцефалита. Вспышка данного заболевания наиболее вероятна, если несколько лет кряду повторяется теплая зима в сочетании с ранней весной.
Братьям нашим меньшим тоже от перегрева планеты несладко приходится. Истончаются арктические льды — и вот уже белые медведи не могут нормально охотиться на тюленей. Северные олени с трудом добираются до заветного ягеля, укрытого толстенным слоем снега, наметенного “сошедшими с ума” циклонами. А вот пингвины в сильно подтаявшей Антарктиде, наоборот, сильно расплодились, и ученые ожидают, что в таких “санаторных” условиях среди птиц начнутся губительные эпидемии.
К слову сказать, “животный фактор” напрямую касается и работы транспорта. С изменением климатических условий хвостатые-крылатые-рогатые меняют маршруты своих привычных миграций и... оказываются неожиданной помехой на пути “железных коней” и “стальных птиц”. В Финляндии, например, до 50% дорожно-транспортных происшествий сейчас — это столкновения автомобилей с лосями и оленями! А новый пекинский аэропорт попал в птичью осаду: перелетные птахи облюбовали территорию неподалеку от взлетно-посадочной полосы для отдыха во время дальних путешествий.
* * *
Человек немало постарался, чтобы создать проблему “парникового эффекта” на Земле. Подсчитано, что к данному моменту “хомо сапиенсы” извели почти 40% лесов на планете. Деревья, которые поглощают из атмосферы пресловутый углекислый газ, вырубались, а уголь, нефть, газ сжигались, все добавляя этот самый СО2 в атмосферу. В итоге его концентрация за последние 100 лет увеличилась на треть. По прогнозам, если дело так пойдет и дальше, в ХХI столетии на Земле потеплеет еще на 2—6 градусов, то есть скорость “перегрева” возрастет чуть ли не в 10 раз! Последствия этого могут оказаться уже необратимыми.
Ну и что же нам делать? Самое простое (и самое дешевое) — восстанавливать леса на планете. (Именно благодаря им, по мнению специалистов, удастся “загнать из атмосферы обратно в землю” около 20% выделяемых “парниковых газов”.) Кроме того, нужно модернизировать промышленность, транспорт, внедрять энергосберегающие технологии производства...
Еще в 1997 году международная конференция приняла так называемый Киотский протокол, в котором были предусмотрены обязательства промышленно развитых стран снизить до 2012 года выбросы “парниковых газов” в среднем на 5% по сравнению с 1990 годом. К нынешнему февралю этот документ ратифицировали уже 47 государств, но в списке нет США (с приходом администрации президента Буша американцы заявили о своем неучастии в этом проекте по крайней мере до 2013 года). Что же касается России... Около месяца назад наше правительство обсуждало “климатическую проблему”. Решено, что до конца июля ученые и специалисты из нескольких заинтересованных министерств должны подготовить проект решения, и, может быть, уже осенью Россия подпишет Киотский протокол. К слову сказать, экологическая ситуация у нас сейчас отнюдь не самая скверная. Выбросы тех же “парниковых газов” составляют лишь 80% от уровня 1990 года.
Пока россияне лишь раздумывают над проблемой изменения климата, в других странах уже приступают к конкретным действиям. Европейский союз принял решение с 2005 года начать торговлю разрешениями на выбросы “парниковых газов”. (Что-то вроде лицензии на лов рыбы. Хочешь расширять производство и в связи с этим увеличивать расходы органического топлива — покупай квоту — “право на дополнительное загрязнение атмосферы”. А вырученные от такой сделки денежки государство обязано потратить на реализацию новых экологических программ, которые должны с лихвой компенсировать эти самые “дополнительные загрязнения”.) В Республике Молдова вовсю идет подготовка к широкому внедрению в энергетику солнечных батарей. Египет, Норвегия, Финляндия “обрастают” ветряными электростанциями... А ведущие западные страховые компании собираются ввести новые виды страховых услуг, учитывающих “климатический” риск.