10-летнюю Марину хоронили в закрытом гробу. Собственно, хоронили только голову девочки. Вместо тела был муляж.
Родителям Марины предлагали либо кремировать останки дочери, либо повременить с погребением, пока не найдут тело. Но мать с отцом решили не медлить и похоронили свою малышку. В гробу. Чтобы душа девочки, их единственной дочери, как можно скорее обрела покой на небесах. Здесь, на земле, она приняла мученическую смерть.
...Похороны Марины Петуховой, которые прошли 27 февраля в Нижнем Тагиле, едва не переросли в митинг. Жители города требовали от властей защитить их детей и поймать наконец убийцу, который вот уже два года держит в страхе весь регион.
Марина стала очередной жертвой изувера... “УШЛА КАТАТЬСЯ НА КОНЬКАХ И НЕ ВЕРНУЛАСЬ...”Была суббота, 17 февраля. Обычный выходной. На улице морозно, но мама Марины разрешила дочери пойти покататься на коньках.
— Через полчаса возвращайся, — крикнула она вдогонку убегавшей девочке. — Уже и так темно.
...Часы пробили шесть вечера. Потом семь. На улице совсем стемнело. Марины не было.
Подождав еще немного, родители отправились на поиски дочери. Сначала они особо не волновались — были уверены, что Маришка загулялась с подружками или зашла к кому-нибудь из них в гости, ведь девочка-то общительная. Но все знакомые лишь пожимали плечами: с Мариной тем вечером они не гуляли.
Все еще боясь предположить худшее, Петуховы пошли в милицию...
К активным поискам девочки сотрудники правоохранительных органов приступили лишь утром 18 февраля. Прочесали весь жилой сектор, обошли лесопосадки, обшарили подвалы. Ничего. Никаких следов.
Тогда было решено подключить дополнительные силы, а также средства массовой информации. В Нижнем Тагиле не осталось, наверное, никого, кто бы не знал, что разыскивается 10-летняя Марина Петухова, которая “17 февраля около 18.00 ушла из дома кататься на коньках и не вернулась...”ВЕРСИИПредположения, связанные с похищением ребенка с целью мести либо шантажа, оперативниками практически не рассматривались, поскольку родители Марины — рядовые работники Нижнетагильского металлургического комбината. Семья жила очень скромно, и никакой финансовой заинтересованности в похищении ребенка у преступника быть не могло. (По данным пресс-службы УВД Нижнего Тагила, в 2000 году в городе было зарегистрировано три случая киднеппинга, и во всех случаях похитители детей были задержаны.)
Поэтому сыщики все больше склонялись к тому, что исчезновение 10-летней Марины скорее всего дело рук маньяка-педофила. В базе данных немедленно отфильтровали всех находящихся “на карандаше” подходящих сексуальных извращенцев и начали их “отработку”.
Тем временем обезумевшие от горя родители девочки ждали хоть каких-то известий. Но вот закончился день, а дочь, их единственная Маришка, так и не нашлась.
19 февраля поиски возобновились. Уже ближе к вечеру сотрудники милиции приступили к обследованию городской свалки, расположенной в 5 км от города, и, изучая свежепривезенный мусор, наткнулись на странный узелок. Это была детская маечка, в которую было завернуто нечто овальной формы...
Даже видавшим виды операм, когда они развернули узелок, стало жутко от вида отчлененной детской головки. Садист, смогший сделать такое с ребенком, казался настоящим изувером.
Это была голова Марины, завернутая в ее собственную маечку...
Тела, к сожалению, как ни искали, не нашли. Перерыли всю помойку, а также другие городские свалки. Поиски продолжили и на следующий день. Но все безрезультатно.
Где спрятано тело, знал только убийца. ЗА ПОИМКУ ПРЕСТУПНИКА ОБЪЯВИЛИ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕС момента обнаружения останков девочки прошло четыре дня. На поиск убийцы были брошены лучшие сыщики города и области. Но все оказалось впустую. 23 февраля информагентства сообщили, что за помощь в раскрытии убийства 10-летней нижнетагильской школьницы обещано вознаграждение в размере 15 тыс. рублей. Но даже после этого информации у оперативников не прибавилось. За последующие три дня — ни одного звонка от граждан, желавших бы помочь следствию.
Между тем один подозреваемый у прокуратуры все же был.
34-летний Сергей Пономарев (фамилия изменена. — Авт.) проживал вместе со своей сожительницей в том же дворе, что и убитая девочка. Когда оперативники начали проверять всех нижнетагильских сексуальных извращенцев, то Пономарев сразу попал в подозреваемые номер один. Дело в том, что два года назад в отношении Пономарева было возбуждено уголовное дело за сексуальные домогательства несовершеннолетней девочки, дочери его предыдущей сожительницы. Извращенца арестовали, и почти год, пока длилось следствие, он провел в тюрьме. Однако до суда дело так и не дошло. Мать девочки неожиданно забрала заявление. По-видимому, сожители решили уладить дело мирным путем.
Как бы то ни было, уголовное дело закрыли и Пономарева выпустили. После же того как стало известно о жестоком убийстве Марины Петуховой, сыщики явились к Пономареву с обыском. Никаких следов девочки в его квартире не обнаружили, однако внимание оперативников привлекла одежда Сергея, на которой были видны пятна крови.
Окровавленные вещи отправили на экспертизу, а хозяина на всякий случай арестовали, хоть он категорически утверждал, что кровь на одежде — его собственная. Однако уже на следующий день прокуратура отрапортовала, что Пономарев признался в убийстве Марины Петуховой.ЛЖЕУБИЙЦАПономарев действительно признался, вернее, подписался под тем, что подкараулил девочку, когда та каталась на коньках, обманом заставил пойти с собой, надругался над ней, а затем убил и расчленил труп. Голову девочки он, по его показаниям, выбросил в мусорный контейнер, а тело закопал. Убийца был даже готов показать место, где он похоронил останки.
Отправились на следственный эксперимент. Копнули в одном указанном месте — трупа нет. Копнули в другом — опять пусто.
После этого Пономарев сделал неожиданное заявление, что он отказывается от всех данных ранее показаний, потому что вынужден был оговорить себя под давлением следствия.
Между тем в Нижнем Тагиле проходили похороны Марины Петуховой. Жители негодовали. Они не верили, что Пономарев — истинный убийца. Слишком уж все были напуганы маньяком-педофилом, который орудовал в уральских городах уже на протяжении двух лет. На его счету было несколько жертв, школьниц в возрасте от 10 до 13 лет. Девочки просто уходили из дома и не возвращались, а спустя какое-то время их изуродованные тела находили в лесу случайные прохожие.
“Убийца-педофил держит в страхе целую область”. “Маньяк зверски уродует и расчленяет тела маленьких девочек”. Такими заголовками пестрели первые полосы екатеринбургских газет.“УРАЛЬСКИЙ МАНЬЯК”Отсчет жертв уральского маньяка начинается с 12-летней школьницы из города Новоуральска, расположенного примерно в 40 км от Екатеринбурга. Этот закрытый маленький город всегда был спокойным, и никогда ранее там не происходило таких страшных событий.
Два года назад городок оцепенел: на заброшенной базе обнаружили расчлененный труп 12-летней девочки. Части тела были разбросаны в кустах, недалеко от места преступления. Над школьницей поглумился настоящий сексуальный извращенец. Судебно-медицинская экспертиза установила, что перед смертью ребенок был изнасилован.
Изуродованную девочку едва удалось опознать.
А вскоре известия об аналогичных находках стали приходить из соседнего города — Невьянска.
Самым громким из проделок объявившегося маньяка было похищение 14-летней Кати Мамаевой. В отличие от предыдущих преступлений педофил в этот раз действовал нагло и открыто: Катя была похищена на глазах своей младшей сестры.
По рассказам 11-летней Насти удалось восстановить картину случившегося. 14 июля сестры пешком возвращались из детского лагеря домой, в поселок Вересковый. Когда девочки проходили через лесопарковую зону, на них неожиданно напал мужчина, вооруженный ножом. Он попытался затащить обеих девочек в глубь леса, но не рассчитал сил: с двумя школьницами ему было не управиться. Младшей сестре удалось вырваться из рук негодяя, однако помочь Кате она не могла. Настя побежала в сторону поселка, чтобы позвать на помощь людей. Однако к тому моменту, когда милиция и местные жители начали прочесывать лес, преступник успел скрыться вместе со своей жертвой.
По описанию Насти, преступнику на вид 25—30 лет, невысокий, крепкого сложения. Был одет в белую футболку и синие джинсы. К сожалению, отыскать злоумышленника по горячим следам не удалось. Катя Мамаева была уже четвертой в списке пропавших детей Невьянска. В ходе поисков пропавших ранее девочек удалось обнаружить тела двух из них со следами насильственной смерти.
Между тем новые сообщения о пропаже детей пришли из Новоуральска, где в районе скального комплекса “Семь братьев и одна сестра” были найдены останки четырех девочек. Трупы были расчленены. Аналогичные находки были сделаны еще в двух городах Свердловской области — Кировграде и Верх-Нейвинске.
После этого на Урал отправилась группа сотрудников Генпрокуратуры России во главе со старшим следователем по особо важным делам Валерием Шатохиным. Только московские специалисты могли разобраться в этом странном деле. Свердловчанам, например, трудно ответить на вопрос, почему по фактам убийств долгое время не было возбуждено ни одного уголовного дела. Как считают в Главном управлении уголовного розыска МВД России, местные правоохранительные органы просто не хотели нагнетать обстановку в области да к тому же прослыть “профнепригодными” в борьбе с маньяками. Борясь за высокий процент раскрываемости, порой местная милиция под разными предлогами даже не принимала от родителей заявления о пропавших детях. Мол, подождите, сами объявятся.
После того как в конце прошлого года на Урал прибыла бригада Генпрокуратуры РФ и вскрылись факты вопиющего бездействия местных властей по поимке преступника, в отставку ушел прокурор Новоуральска. А в Свердловской области началась масштабная проверка. Маньяк затаился. Люди с облегчением вздохнули. И вдруг — новое страшное известие. На этот раз из Нижнего Тагила. Смерть Марины Петуховой. МАНЬЯК НА СВОБОДЕ?Через два дня после похорон Марины подозреваемого в ее убийстве Сергея Пономарева отпустили. Кровь, обнаруженная на его одежде, действительно принадлежала ему самому. Пономарев не врал. Он не убивал девочку. Прокуратура, громогласно заявившая о поимке жестокого убийцы, вынуждена была сделать заявление, что “у следствия нет достаточных доказательств, чтобы предъявить мужчине обвинение, и 2 марта подозреваемый будет освобожден из-под стражи”. * * *Процент раскрываемости в Екатеринбургской области неумолимо ползет вниз. Правоохранительные органы уже не отрицают, что на Урале орудует маньяк, а может быть, и не один. По мнению сыщиков, тагильское, новоуральские и невьянские преступления отличаются друг от друга, а ведь маньяки обычно не меняют “почерк”.
Уставшим же от вечного страха родителям, которые боятся отпускать детей на улицу, глубоко наплевать на тонкости сыскного дела. Им важна только жизнь их собственных детей. Они знают, что Марина Петухова стала очередной жертвой неизвестного преступника, которого пока не в состоянии обезвредить правоохранительные органы.
Значит, счет еще не закончен...