Обучение студентов инженерных специальностей должно совмещать в себе как основные фундаментальные программы, так и активную практическую деятельность. Молодые специалисты и сами хотят больше работать руками, например, подключаться к реальным технологическим проектам.
«Наш замысел – собрать все лучшее в части инженерного образования и готовить специалистов целевым образом для индустриальных партнеров. Поэтому задачи должны стоять реальные, отвечающие на запросы действующих проектов», – сказал на встрече со студентами передовой школы в Перми глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
На базе Пермского национального исследовательского политехнического университета совместно с Объединенной двигателестроительной корпорацией создана одна из передовых инженерных школ в стране. Ее цель – подготовить профессиональных инженеров в области гражданского авиадвигателестроения. Ребята научатся проектировать и конструировать двигатели и энергетические установки летательных аппаратов, будут изучать перспективные технологии создания конструкций авиационной техники из композиционных материалов, а также освоят цифровые технологии интеллектуального управления процессами.
«30 вузов, которые являются партнерами программы «Приоритет 2030», в партнерстве с высокотехнологичными компаниями открыли у себя передовые инженерные школы – это новый формат подготовки инженеров с уникальными компетенциями, которые позволяют делать разработки на мировом уровне. Эти разработки являются приоритетными для нашей экономики. Школы создаются в партнерстве с передовыми компаниями, чьи специалисты непосредственно преподают в вузах. Выпускник, который придет на работу в компанию, не будет проходить сложный период адаптации. Специалист сможет задавать направление в производстве. Он сразу понимает, что делает предприятие, видит тренды и сам определяет цели и задачи», – отметил руководитель направления «Внешние коммуникации» GR ФГАНУ «Социоцентр» Андрей Любин.
В конкурсном отборе на право создания инженерной школы нового поколения приняли участие 89 вузов из 45 регионов страны. Школы создаются по самым разным направлениям. Например, в Казанском федеральном университете в рамках передовой инженерной школы «Кибер Авто Тех» молодые инженеры планируют создать экологичный автомобиль с нулевыми углеродными выбросами, электрический грузовой автомобиль с аккумуляторами российского производства и водородный двигатель. Таким образом, молодые ученые помогут российскому автопрому с разработкой собственных технологий и деталей.
Еще один пример – передовая инженерная школа «Когнитивная инженерия» при Новосибирском государственном университете. Здесь специалисты создают прорывные разработки: бортовые датчики для космических кораблей, цифровые «ловушки» углеродов, аппараты для диагностики онкологических заболеваний.
«Мы не говорим об инженере как о человеке, который стоит на заводе и нажимает на кнопку, чтобы конвейер заработал. Мы – новое поколение инженеров, которые могут все, разбираются в технической сфере, но и умеют коммуницировать с людьми. Как супермен, только суперинженер», – говорит Дарья Шестакова, студентка Инженерной школы механико-математического факультета НГУ.
СамГМУ тоже попал в число 30 вузов, в которых сегодня создаются передовые инженерные школы. В университете готовят инженеров-нейротехнологов и биоинженеров. Будущие специалисты создадут изделия для реабилитации пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, внедрят искусственный интеллект, а еще научатся печатать на 3D-принтере ткани и даже органы для имплантации.
Читайте также: Не лекциями едиными
Как в России возрождают любовь к науке
Для новых открытий: как в России работают молодежные лаборатории