Качественный скачок
Модернизация региональных аэропортов активизировалась в последнее десятилетие: начиная с 2012 и по 2017 год Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) провело большую работу в части развития аэродромных комплексов. В частности, было построено два новых аэропорта, реконструированы 24 взлетно-посадочные полосы.
Однако для качественного скачка в развитии пассажирских авиаперелетов внутри страны нужна была специальная программа. Ее основы были заложены после послания президента Владимира Путина Федеральному Собранию в 2018 году. Тогда глава государства дал четко понять: откладывать модернизацию аэропортов в регионах больше нельзя. В результате в 2019 году стартовал направленный на решение этой задачи федеральный проект, ставший частью нацпроекта «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».
Правительство поставило максимально простые и понятные задачи. Во-первых, авиаперелеты по России должны стать доступнее гражданам. Это усилит межрегиональные связи, станет одной из точек роста внутреннего туризма. Во-вторых, аэропорты должны обеспечивать безопасность на современном уровне. В-третьих, пассажиры должны быть обеспечены комфортом, современными технологическими решениями.
Именно поэтому в рамках федерального проекта основной упор был сделан на малых аэропортах, а также воздушных гаванях отдаленных регионов — в Арктике, Западной Сибири, на Дальнем Востоке. Совершенствование государственной политики в области гражданской авиации в конечном итоге приведет к запуску маршрутной сети, которая будет объединять наиболее востребованные магистральные и региональные транспортные потоки. Всего к 2024 году должен быть реконструирован 51 инфраструктурный объект, в том числе 34 взлетно-посадочные полосы. «МК» разбирался, как идет этот процесс.
Как модернизируют аэропорты за Уралом
В якутском Верхневилюйске (население около 6,5 тысячи человек) в 2021 году построили полностью новый аэровокзал. Верхневилюйский аэропорт стал первым в республике, включенным в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов». Здесь также возвели склад горюче-смазочных материалов на 240 кубометров и обновили ограждение с КПП общей протяженностью 4,5 километра.
В аэропорту Якутска обновлен участок длиной 625 м, что позволяет принимать все типы широкофюзеляжных воздушных судов.
В этом году планируется закончить работы еще в шести аэропортах Якутии: в Белой Горе, Нерюнгри, Вилюйске, Депутатском, Сангаре и Хандыге.
Аэропорт «Новый» в Хабаровске — одна из крупнейших воздушных гаваней Дальнего Востока. Его прошедшая модернизация позволила значительно улучшить качество обслуживания воздушных судов, а также в будущем позволит увеличить пассажиропоток не менее чем на 300 тысяч пассажиров в год.
Те, кто бывал в «Новом» в последнее время, наверняка обратили внимание, как изменился перрон — благодаря его реконструкции на внутренних рейсах теперь можно использовать телескопические трапы, которых раньше в Хабаровске не было. Кроме того, новый терминал теперь позволяет контактные стоянки (для подачи тех самых телескопических трапов) воздушных судов различных типов.
Еще одно новшество хабаровского аэропорта — расширена взлетно-посадочная полоса. Это позволило снять ограничения по использованию полосы различными видами воздушных судов.
Современная терминальная и аэродромная инфраструктура не только решает текущие задачи. Она закладывает основу для развития на годы вперед. Благодаря нацпроекту аэропорт получил преимущество при выборе авиакомпаниями места транзитных посадок самолетов, следующих по трансконтинентальным (Азия — Европа) и транстихоокеанским (Азия — Северная Америка) маршрутам для дозаправок и дозагрузок.
Международный аэропорт Красноярска имени Хворостовского, пожалуй, важнейший авиатранспортный узел Сибири. 20 авиакомпаний работают здесь по 53 чартерным и регулярным направлениям, а пассажиропоток составляет 2,5 млн человек в год. Осенью 2021 года была завершена полноценная реконструкция магистральной рулежной дорожки, главным результатом которой стало двукратное увеличение пропускной способности — теперь красноярский аэропорт может принимать не 12, а 24 рейса в час.
Протяженность рулежной дорожки увеличили до 2,5 километра. Во-первых, это значительно разгрузило очередь самолетов, ждущих разрешения на взлет. Во-вторых, теперь воздушная гавань может принимать суда массой до 400 тонн — то есть самые тяжелые транспортники и самые большие широкофюзеляжные пассажирские лайнеры.
Фото предоставлены из официальных страниц аэропортов в Контакте
Читайте также: Едем и летим безопасно, быстро, с комфортом
Новая скорость для железнодорожных грузоперевозок
Города — ближе, расстояния — короче