Развитием Восточного полигона начали активно заниматься еще с 2013 года — тогда стало очевидно, что мощностей железной дороги в Сибири и на Дальнем Востоке не хватает в условиях растущего спроса на российские товары, а также транзитные перевозки.
В 2019 году процесс модернизации железной дороги, которая обслуживает главные угольные бассейны страны, нефтяные и газовые месторождения, включили в национальный проект. За счет его реализации к 2024 году пропускная способность БАМа и Транссиба должна увеличиться более чем в два раза — с 75 до 180 млн тонн грузов в год, а контейнеропоток — вчетверо. Сроки доставки транзитных контейнерных грузов также сократятся и не будут превышать семи дней между азиатской и европейской частью российской железнодорожной сети. Это значит, что более чем 8 тысяч километров — такова протяженность Транссибирской магистрали — товары и ресурсы будут преодолевать всего за неделю.
Ожидаемый результат проекта — в первую очередь, мощный импульс развития для Дальнего Востока, его морских портов, центров добычи и обработки полезных ископаемых в ДВФО и Сибири.
Со старта нацпроекта КПМИ в 2019 году и на сегодняшний день уже завершено строительство важнейших объектов Восточного полигона. Среди них можно выделить наиболее крупные объекты: мостовой переход через реку Зея, электрификация участка железной дороги до границы с Китаем Борзя — Забайкальск протяженностью 120 км, новый Байкальский туннель на перегоне Дельбичинда — Дабан.
В сентябре 2022 года РЖД сдала в эксплуатацию все объекты, которые должны были обеспечить прирост провозной способности Восточного полигона на первом этапе развития БАМа и Транссиба. Это дало возможность пропускать по магистралям в направлении Дальнего Востока 144 млн тонн различных грузов.
Пропуск грузовых поездов по вновь построенным путям осуществляется по новой технологии организации движения — с более высокой допустимой скоростью и массой поездов, уменьшенными интервалами.
При реализации проектов развития инфраструктуры большое внимание уделяется защите окружающей среды. Например, за ходом работ по строительству третьего пути на участке Слюдянка I — Слюдянка II в Иркутской области наблюдают специалисты Сибирского отделения Российской академии наук (РАН). Взаимодействие с учеными позволяет бережно для местной экосистемы вести строительные работы. Это особенно важно, ведь инфраструктурный объект расположен в центральной экологической зоне Байкальской природной территории. На объект регулярно выезжает передвижная экологическая лаборатория ОАО «РЖД», которая следит за состоянием воздуха, поверхностных вод и почвы.
Читайте также: Города — ближе, расстояния — короче