Планируется, что представлять бюджет 2014–2016 гг. и программу адресных инвестиций столичному парламенту будет Сергей Собянин. Оба документа получились жесткими: правительству пришлось пойти на сокращение доходов и расходов, тем не менее стагнации никто не ждет. Город нашел возможность увеличить объем инвестиций в экономику на 15% по сравнению с предыдущей, благоприятной с точки зрения финансов трехлеткой. Некоторые эксперты не ожидали, что сценарий будет таким жестким, но это не стало неожиданностью для столичных властей. Основные потери — это, как и в текущем году, потери по налогу на прибыль.
Основные причины сокращения налоговых платежей находятся вне компетенции столичных властей. Это, во-первых, плохая рыночная конъюнктура: в частности, стабилизация цен на ключевые позиции российского экспорта. Во-вторых, изменение федерального законодательства, позволившее предприятиям платить налог на прибыль по консолидированной группе, а также применение рядом крупных налогоплательщиков повышенного коэффициента амортизации имущества, что позволило им заявить к возврату существенные суммы налога на прибыль.
В итоге негативный эффект от снижения налоговых параметров бюджета удалось в значительной степени смягчить за счет наращивания неналоговых поступлений (только конкурс по размещению рекламы принес 15 млрд рублей на три года) и работы с частными инвесторами. К каждому рублю, вложенному в развитие города из столичного бюджета, они должны добавить один рубль собственных средств.
Основной приоритет бюджетного финансирования, как и в предыдущие годы, — транспортная инфраструктура. В следующую трехлетку общий объем средств, выделяемых правительством Москвы на это направление, вырастет на 21%. В полном объеме будет обеспечено строительство метрополитена: на это затратят 450 млрд руб. против 250 млрд руб. за 2011–2013 годы.
«Расходы на развитие метрополитена в Адресной инвестиционной программе не сокращены, они сохранились в полном объеме. По нашим расчетам, будет построено порядка 71 километра новых линий — все, что мы намечаем по плану, мы построим. За три года продлим все начатые линии: это участки до станций «Улица Дыбенко», «Селигерская», «Саларьево», — говорит глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.
Кроме того, будет построена северная часть Третьего пересадочного контура (ТПК). «На всех объектах второго кольца метро войдем в стройку. Примерно третью часть от этого объема к концу 2016 года мы закончим», — отмечает заммэра. В следующем году бюджетные инвестиции в развитие метрополитена предусмотрены в объеме 133,7 млрд руб., в 2015-м — 161,6 млрд руб., в 2016-м — 150,8 млрд руб.
Параллельно с подземкой будет финансироваться развитие наземного городского транспорта. Более чем в 4 раза вырастут затраты на сооружение трамвайных линий — с 3 до 13 млрд рублей. Новые маршруты скоростного рельсового транспорта появятся на северо-востоке, на востоке и юге города. В адресную инвестиционную программу включено строительство линий из района Северный до Лианозова стоимостью 1,3 млрд руб. (2014–2015 гг.), из Лианозова в Медведково стоимостью 1,9 млрд руб. (2015–2016 гг.), от 3-й Владимирской улицы в район Ивановское стоимостью 3,6 млрд руб. (2015–2016 гг.), а также из Чертанова в Бирюлево Западное стоимостью 5,5 млрд руб. (2015–2016 гг.). На проекты развития инфраструктуры железнодорожного узла в трехлетнюю АИП заложено 14 млрд руб.
Что касается строительства автомобильных дорог и развития улично-дорожной сети, то в ближайшую трехлетку оно будет финансироваться в том же объеме, что и раньше. «Некорректно говорить о сокращении финансирования строительства дорог и УДС, так как расходы на ряд мероприятий — например на расширение проезжей части и организацию заездных карманов — перенесены из АИП в текущие расходы бюджета», — отмечают в горадминистрации. В ряде случаев по мере проработки проектной документации и уточнения технических решений стройкомплексу удалось добиться экономии бюджетных средств при фактическом росте объемов планируемых работ.
«В 2011 году, когда мы планировали средства, необходимые на дорожное строительство на последующие три года, закладывались предельные цифры, которые не должны были вырасти при проектировании и строительстве. За последнее время мы разработали необходимую документацию практически по всем объектам 2014–2016 гг., и их цена реально уменьшена. Поэтому нам не потребуется столько денег, сколько мы закладывали ранее», — поясняет глава Департамента строительства Андрей Бочкарев. На стадии проектирования, по его словам, городу удалось сэкономить как минимум 10–15% от расчетной суммы.
Еще столько же экономится при проведении торгов. В качестве примера Бочкарев приводит реконструкцию площади Тверской заставы: после госэкспертизы стоимость работ была снижена с 11 до 7 млрд руб. При выборе подрядчиков город рассчитывает сократить затраты еще на несколько миллионов рублей.
По словам Бочкарева, в вопросах транспортного строительства ключевым принципом является комплексный подход и расчет транспортных потоков. Именно этим объясняется изменение сроков начала реализации таких проектов, как реконструкция Ленинского и Волгоградского проспектов. Власти решили посмотреть, как скажется на загруженности Ленинского проспекта продление метро на территорию Новой Москвы и создание нового транспортного узла в Саларьеве. На Волгоградском проспекте в настоящее время ведется сооружение развязки на пересечении Новорязанского шоссе с улицами Генерала Кузнецова и Маршала Полубоярова, а также реконструкция развязки на пересечении Волгоградского проспекта с МКАД со сроками завершения работ в 2014–2015 гг.
На следующем этапе планируется приступить к модернизации пересечений с Люблинской улицей, Волжским бульваром и Остаповским проездом. «Реализация этих проектов должна быть синхронизирована со строительством станции метро «Лермонтовский проспект» и «Жулебино» и обеспечить транспортное обслуживание ТПУ «Капотня», — поясняет Бочкарев. Перенос сроков реконструкции Волгоградского проспекта, по его словам, связан с отсутствием утвержденных проектных решений по строительству участка магистрали Печатники — Братеево от Третьего транспортного кольца до улицы Люблинской и сооружению мостового перехода через Москву-реку в створе Шоссейной улицы. Кроме того, работы внутри Москвы необходимо увязать с реконструкцией участков федеральной трассы М-5 «Урал», которую предполагается завершить в 2015 году.
Марат Хуснуллин в свою очередь отмечает, что часть дорожных проектов в 2014–2016 годах профинансируют инвесторы. «Из запланированных 400 километров дорог, которые мы будем реконструировать и строить, в первую очередь развивая на них общественный транспорт, порядка 30 километров будет в работе за счет внебюджетных источников. Это абсолютное новшество, раньше за счет инвесторов дороги не строили. При этом мы планируем достаточно активно использовать средства Дорожного фонда», — говорит глава стройкомплекса. По его словам, для привлечения инвесторов к дорожному строительству столичные власти планируют заниматься подготовкой территорий, а также разрабатывать необходимую градостроительную и частично проектную документацию.
Первый вклад в столичный Дорожный фонд весной этого года сделала компания «Мортон», ведущая строительство жилого комплекса на Боровском шоссе. В качестве пилотных проектов, которые могут быть также профинансированы за счет инвесторов, называются Северный и Южный дублеры Кутузовского проспекта, пересечение Волоколамского шоссе и МКАД, 68-й км кольцевой автодороги (около МВЦ «Крокус-Экспо»), 24-й км МКАД (у ТЦ «Вегас»), улично-дорожная сеть для обслуживания мкр. Славянский мир, участок МКАД от ул. Верхние Поля до Бесединского моста через Москву-реку, выезд с Поклонной улицы на Южный дублер Кутузовского проспекта и другие проекты.
Помимо транспортной инфрастуктуры приоритетными направлениями городского развития останутся здравоохранение и спорт. Так, объем средств, выделяемых на строительство и оборудование городских поликлиник, вырастет с 3,7 млрд руб. до более чем 20 млрд руб. Предполагается построить 23 поликлиники на 10 тысяч посещений в сутки. Также большое увеличение финансирования предусматривается по статье «спорт и физкультура»: инвестиции вырастут на 177%.
Большая часть средств пойдет на подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года, также планируется проинвестировать строительство ФОКов, футбольных полей, объектов детско-юношеского спорта и т.д. «Мы практически ушли от строительства объектов спорта за счет городского бюджета (не считая реконструкции «Лужников», бюджетные инвестиции в которую составят более 40 млрд руб.). За четыре года, с 2013 по 2016 год, будет построено 37 инвесторских спортивных объектов, включая такие крупные, как стадионы «Спартак» и «Динамо», — говорит Хуснуллин.
Что касается вложений в развитие системы образования, то частно-государственное партнерство позволит переключить бюджетные инвестиции со строительства детских садов на сооружение школ и пристроек младших классов. При этом объем вложений в эти объекты вырастет на 12% и достигнет 16,5 млрд руб. Согласно АИП, в 2014 году в Москве будет построено 26 ДОУ и 19 школ, в 2015 году — 12 ДОУ и 11 школ, в 2016-м — 20 ДОУ и 9 школ.
В сфере финансирования жилищного строительства чиновники отмечают два позитивных изменения: общий объем инвестиций увеличивается на 2% по сравнению с 2011–2013 годами, притом что и в предыдущие три года это направление расходов было существенно увеличено. Кроме того, на 1–2% увеличатся показатели площади вводимого жилья. Всего в 2014–2016 гг. должно быть построено 1,78 млн кв. м социального жилья, инвестиции составят 120 млрд руб. Большую часть квартир планируется передать переселенцам из сносимых пятиэтажек. Как ранее обещали чиновники, программа, начатая прежней администрацией в 1999 году, должна быть полностью завершена в 2015–2016 годах. Власти решили отказаться от строительства дорогих домов с подземными гаражами. Кроме того, в результате оптимизации расходов себестоимость квадратного метра социального жилья удалось снизить до 65–70 тыс. рублей.
В целом, несмотря на сокращение доходов бюджета, объем ввода объектов различного назначения в 2014–2016 гг. увеличится на 35% по сравнению с предыдущими тремя годами. При этом для жилья этот показатель составит 38%, для дорог — 60%, для школ — почти 90%. Ежегодный ввод объектов здравоохранения и спорта вырастет в два раза, а объектов метрополитена — более чем втрое. «Это серьезные цифры, над которыми надо серьезно работать для того, чтобы обеспечить их безусловное выполнение», — подчеркивают в горадминистрации.
ЦИТАТА
Прямой общественный контроль со стороны жителей за бюджетными расходами является лучшим средством повышения их эффективности», – считает мэр Москвы Сергей Собянин.