Сигнал о возгорании поступил на пульт дежурного в 3 часа 32 минуты, а уже через 5 минут пожарный расчет прибыл на место. И в 4 часа 12 минут очаг возгорания был локализован, рассказывает активная защитница дачи Паустовского и депутат местного совета Светлана Булаева.
По ее мнению, только благодаря оперативности и профессионализму пожарных (сотрудников 25-го отряда ФПС и «Мособлпожспас») удалось спасти деревянное здание. В противном случае от него осталась бы лишь груда головешек — поджигатель действовал очень изобретательно и коварно. Предположительно, он забрался по наружной лестнице на крышу здания и забросил горящий факел в слуховое окно чердака. Там полностью отсутствует электропроводка, так что о замыкании не может быть и речи.
В феврале этого года «МК» уже писал, что администрация Пушкинского района собирается снести дачу Константина Паустовского и построить там очередной многоэтажный жилой комплекс. Осуществлению этих варварских планов мешали только жители и краеведы. Они никак не желали смириться с тем, что в городе с каждым годом становится все меньше и меньше уникальных старинных зданий, а вместо них плодятся безликие панельные многоэтажки. Активисты жаловались во все инстанции, собирали документы, подтверждающие историческую и культурную ценность дачи Струковых. Наконец они добились того, что в декабре 2013 г. дачу признали памятником культурного наследия регионального значения. Есть заключение историко-культурной экспертизы.
«По идее, уже тогда проект застройки этого участка следовало не выносить на публичные слушания, отправив его на доработку. Этого требует закон, на этом настаивали и жители. Но районная администрация, которой принадлежит здание вечерней школы, все-таки решила вынести проект на обсуждение. И боюсь, что это делалось с определенным умыслом, если сейчас дачу сожгут, то участок пойдет под застройку — ведь формально процедура соблюдена, публичные слушания состоялись», — рассказывает председатель пушкинского отделения ВООПИиК Алла Громинова.
Действия чиновников вызвали единодушный протест со стороны пушкинцев, в зале, где проходили публичные слушания, не было свободных мест. Заседание длилось более двух часов, дебаты между представителями застройщика и жителями напоминали ожесточенный поединок. И наконец долгожданный вердикт — дачу Паустовского сносить не будут! Однако, как оказалось, праздновать победу было рано: злоключения памятника старины еще не закончились.
Пожары в Пушкино происходят чуть ли не каждую неделю — город уже потерял несколько жемчужин деревянного зодчества, таких, как Летний театр или дом Комзолкина. Каждая такая потеря вызывает шквал эмоций у краеведов, общества охраны памятников истории и культуры да и у большинства жителей — ведь все они столько сил положили на сохранение архитектурного облика старого дореволюционного Пушкино. Совсем другое дело — официальные власти города и района. Сначала они с подозрительной настойчивостью продвигали проект, а все сигналы о том, что надо спасать памятник культуры, напротив, оставляли без внимания. Потом, когда уже и по закону дача Струковых была признана объектом культурного наследия, ровным счетом ничего не сделали для ее охраны. И даже сейчас, после пожара, со стороны районной администрации не предпринимаются никакие шаги для предотвращения рецидива. Так, пожарные наружную лестницу демонтировали, а позже приехала зам. главы района, которая курирует образование, и потребовала лестницу восстановить.
При пожаре пострадала приличная часть кровли и чердака, а также залито несколько кабинетов, но здание вполне можно отремонтировать, сейчас самое главное — решить вопрос с его охраной. Не мешало бы установить здесь камеру наблюдения системы «Безопасный город» — о такой возможности говорили в администрации Пушкино после публичных слушаний. Камеру готовы выделить пушкинские спасатели, осталось только организовать канал связи — надеемся, что чиновники смогут сделать для родины хотя бы такую малость.
Комментарий министра культуры Подмосковья Олега Рожнова:
— Что касается возгорания, то правоохранительные органы в ближайшее время дадут официальное заключение — случайность это или чей-то злой умысел.
В начале этого года министерство культуры Московской области выступило против сноса дачи Струковых, где жил Константин Паустовский, а также за исключение этого земельного участка из проекта застройки территории. Нам удалось тогда отстоять дачу Струковых, которая еще недавно не была отнесена к объектам культурного наследия.
Буквально 14 апреля, после процедуры согласования, было подписано распоряжение об отнесении ряда объектов, в том числе дачи Струковых, к выявленным объектам культурного наследия. С этого момента здание находится под государственной охраной. Теперь у нас появились юридические основания принять все меры по сохранению памятника. Хотя мы не склонны связывать подписание распоряжения с предположением о поджоге дачи Струковых.