Дмитрий, Наро-Фоминский район:
— Сейчас в Наро-Фоминском лесничестве рубка и расчистка ветровалов после мусора и ледяных дождей сделана лишь для видимости — на 20–30 метров от автомобильных дорог. А дальше возвышается сухостой, висят обломанные и лежат выкорчеванные деревья. И никому до этого нет дела вот уже много лет. Когда же санитарно-оздоровительные мероприятия будут проведены в полном объеме, не для галочки?
Евгений Трунов:
— Вопрос нужно разделить на две части. Первая — борьба с последствиями распространения короеда-типографа, из-за которого и произошло массовое уничтожение. А вторая — наведение порядка в лесах. Если говорить о короеде, то стоит задача за 5 лет ликвидировать эти последствия. Но есть одна проблема — недостаток финансов, c которой мы постоянно обращаемся к Правительству РФ. Ежегодно должно вырубаться 8–10 тысяч га, а уже сейчас погибшими стоят 40 тысяч. Прогнозируется, что вспышка короеда ближайшее время начнет затухать. Но последствия его жизнедеятельности определены на пять лет... Что касается наведения элементарного порядка. Это в первую очередь уборка захламленности — повисших, сухих и поваленных деревьев. Лесная площадь Московской области составляет чуть больше 2 миллионов га. Если бы все это было парковой зоной, ее содержание потребовало бы 20–30 миллиардов рублей ежегодно. Таких средств, конечно, нет — как и необходимости из всех лесов делать парки. Поэтому сформирована государственная программа, согласно которой зеленые зоны станут приводить в порядок лишь в местах их массового посещения: у дорог и водных объектов — и концентрировать финансирование именно там.
Юрий, Наро-Фоминский район:
— Вы, конечно, знаете, как варварски вырубают леса в Наро-Фоминском районе по направлению к Верее. Скажите, это разовые акции, которые закончатся, или они будут вестись до полного уничтожения лесов?
Евгений Трунов:
— Не скрою, что на территории Подмосковья в 2013-м начата массовая работа по борьбе с короедом-типографом. И только за этот год будет вырублено 7 тысяч га пораженных им лесов, где присутствуют и лиственные деревья: березы, осины… Есть правила заготовки древесины и санитарной безопасности, гласящие, что выборочные санитарные рубки могут проводиться, если степень повреждения не более 20%. У нас же она почти везде составляет 60–70% от каждого участка — условно 7 деревьев из 10 на 10 квадратных метрах. Оставлять их нельзя, так как следующим этапом будет лесовосстановление, перед которым нужно подготовить почву. Это выглядит следующим образом: через 3–3,5 метра делается минерализированная полоса, в которую затем высаживаются саженцы на расстоянии 70 см — 1 м. Возле каждой санитарной рубки должен стоять информационный аншлаг. Если же он отсутствует, необходимо сигнализировать об этом в ближайшее лесничество или звонить по телефону лесной охраны: федеральный номер 8-800-100-94-00, со всех мобильных бесплатно.
Анна:
— Пироговский лесопарк в Мытищинском районе передали районной администрации. Теперь на его территории хотят построить общепит. Как такое возможно? Куда он будет сливать канализацию? Через лесопарк проходит лыжня. И люди переживают, что из-за смены его статуса и строительства новой дороги ее закатают в асфальт. Кроме того, на границе со стороны Волковского шоссе находятся вредные производства. Если там вырубят лес, жители деревни Высоково останутся без свежего воздуха. Пожалуйста, не допустите этого.
Евгений Трунов:
— Нельзя все леса Московской области расценивать как парковую зону. Пироговский лесопарк всегда был именно лесопарком. И передали не всю его площадь, а лишь 150 га. И не самой администрации, а муниципальному учреждению в бессрочное пользование. Вид собственности на этот участок не изменился, категория земель — тоже. Они все так же принадлежат лесному фонду. Теперь об общепите. Сколько людей — столько и мнений. Кому-то нравится культурный отдых в лесу, в том числе с возможностью пообедать. Конечно, построить трехэтажный каменный ресторан не разрешит никто. Но сделать летнее кафе в виде бунгало, северной беседки или, к примеру, ротонды — что здесь плохого? По поводу лыжни. Асфальта быть, конечно, не должно. Должна быть сформирована дорожно-тропиночная сеть из гранитной крошки или мелкой щебенки. Это элемент благоустройства. Говорить, что все сейчас отдадут под коттеджи, общепит, не стоит. Ряд органов местного самоуправления имеет достаточный бюджет и предлагает навести порядок в лесах, сформировав благоприятную экологическую и ландшафтную среду.
Зеленая:
— В каком районе Подмосковья рекомендуется собирать грибы? И ведется ли каким-нибудь ведомством их проверка на безопасность?
Евгений Трунов:
— Для собственных нужд это можно делать в любом районе Московской области, за исключением разве что режимных объектов — земель обороны и безопасности. А для предпринимательской деятельности — только при наличии договора аренды. Что же касается безопасности, нужно понимать: грибы поглощают большое количество вредных органических и неорганических химических элементов. К примеру, собирать их ближе чем на 300–400 метров от оживленных трасс и 100–150 метров от обычных проселочных дорог не стоит. Хотя норматива как такового нет. Проверку по заявкам граждан могут осуществлять органы санэпиднадзора.
Анна:
— Квадроциклы в лесу — это настоящее бедствие. Будут ли приниматься меры по ограничению их въезда?
Евгений Трунов:
— Конечно. Хотя сейчас есть определенная правовая коллизия: остановить транспортное средство на территории леса мы можем лишь в добровольном порядке. И только потом составлять протокол об административном нарушении, то есть повреждении лесной подстилки. Но в скором времени планируется установить фотоловушки, которые позволят фиксировать номер квадроцикла, а затем привлекать к ответственности его владельца. Если, конечно, деревьям был нанесен ущерб. Если же нет — наказывать гражданина мы не имеем права.
Смотрите видео: Евгений Трунов: "Законы леса выстреливают не сразу!"