…А двумя неделями раньше начал действовать федеральный закон, согласно которому ответственность за укрепление межнациональных отношений и предотвращение дискриминации ляжет не только на федеральные, но и региональные, а также муниципальные органы власти. И если последние — вместе с должностными лицами и подведомственными организациями — не выполнят или нарушат его, то могут лишиться своих руководителей…
— Пришло время ответственно включиться в работу. Национальные конфликты носят системный характер, и наша задача — выработать такую стратегию миграционной политики, чтобы ситуаций, подобных бирюлевской, у Подмосковья не возникало, — отметил глава регионального парламента Игорь Брынцалов.
С этого амбициозного заявления и стартовало двухчасовое совещание. А вопросом «номер один» в его повестке оказалось привлечение к борьбе с этническими анклавами и гетто… простых жителей области.
— Конечно, без грамотной и продуманной работы правоохранительных органов здесь не обойтись, — подчеркнул Брынцалов. — Но и общественная инициатива тоже не помешает. Регион уже подготовил необходимую базу для функционирования народных дружин. Они могли бы совершать рейды с УФМС, тем более сотрудников данной cлужбы явно не хватает. Правда, участие граждан в охране общественного порядка нужно узаконить.
Благодаря такому контролю число объектов, где незаконно трудятся и проживают иностранные граждане, сократится в несколько раз, а потом и вовсе сойдет на нет. При наличии внушительного количества стихийных рынков и «резиновых» квартир (домов, дач) это кажется особенно актуальным. Кстати, сдавать помещения целым «таборам» будет непросто еще и потому, что губернатор Подмосковья Андрей Воробьев предложил внести в законодательство соответствующие ограничения. Выходит, работодателям, нанимающим мигрантов, не остается ничего, кроме как строить для них гостиницы и общежития, юридически закрепляя за каждым определенное число квадратных метров.
Мнение председателя Мособлдумы поддержал и начальник регионального УФМС Олег Молодиевский. По его словам, гастарбайтеры чаще едут из стран с безвизовым режимом и селятся на территориях, прилегающих к месту работы, вызывая тем самым огромное неудовольствие местных жителей. «Нужно составить четкий реестр таких квартир, а для тех, кто сдает их в аренду, ввести патенты», — заявил Молодиевский.
Патентная система уже действует при трудоустройстве иностранцев к физическим лицам (садовниками, нянями, сиделками, домохозяйками и т.д.). Прибывший обращается в Федеральную миграционную службу и получает разрешение на определенную деятельность сроком три месяца. А если решает продлить ее, оплачивает через государственный банк квитанцию стоимостью 1000 рублей и получает взамен еще один месяц. Уже сейчас выдано около 245 тысяч патентов. Их экономический эффект весьма ощутим: областная казна пополнилась 1,5 миллиарда рублей. Совсем другая история — работа зарубежных «гостей» у юридических лиц.
— По нашим оценкам, в пиковый летний период к ним устраивается около 400–500 тысяч человек, — сообщил Олег Молодиевский. — Причем квоты имеют только 100 тысяч, то есть каждый пятый. А четверо трудятся незаконно, не имеют соглашений с работодателями и фактически находятся в бесправном положении. О зарплатах и налоговых отчислениях речи даже не идет.
Анализ показал, что наибольшее скопление таких кадров обнаружилось на стройобъектах — к примеру в микрорайонах «Новая Трехгорка» (Одинцово), «Кузнечики» (Подольск), «Белая дача» (Котельники), «1 Мая» и «Авиационный» (Балашиха)», а также на стихийных рынках — к примеру, «Абрамцево», «Левый берег плюс», «Мытищинская ярмарка» и др.
— Для противодействия нелегальной миграции нами и региональным УФМС за текущий год было проведено 936 профилактических мероприятий, — резюмировал заместитель начальника полиции ГУ МВД России по Московской области Леонид Алешин. — Проверено 5000 работодателей, использующих труд иностранных работников, и 1450 мест компактного проживания последних.
Итоги оказались неутешительными — 561 факт подделки документов, около 170 тысяч нарушений общественного порядка и 885 преступлений в сфере предпринимательской деятельности. Неудивительно, что количество решений о выдворении из Подмосковья гастарбайтеров по сравнению с аналогичным периодом 2012 года увеличилось в 4,3 раза, а собственно количество выдворенных — в 2,5. К слову, возвращаться в родные пенаты такие иностранцы скоро начнут за собственный, а не за государственный счет: власти хотят перенять и использовать политику Великобритании, которая взимает с трудовых мигрантов залог и при необходимости тратит его на покупку обратного билета.
Попасть же назад «выдворенцам» отныне станет нелегко: в планах — создание ID-карты с биометрическими данными (отпечатками пальцев и фотографией), хранящих информационное досье о приезжих и помогающих отслеживать повторное вторжение нарушителей. Своеобразный реестр сделают и для недобросовестных работодателей. «Он будет учитываться при выдаче предприятиям квот и разрешений на функционирование», — отметил Игорь Брынцалов.
Кстати, подход к квотированию участники «круглого стола» тоже решили пересмотреть. Здесь министр потребительского рынка и услуг Подмосковья Екатерина Семенова предложила отталкиваться не от потребностей той или иной отрасли, а от востребованности той или иной трудовой деятельности.
— В Объединенных Арабских Эмиратах уже есть черный спиcок из 57 низкооплачиваемых профессий, представителям которых запрещено привозить с собой семьи (поскольку оплачивать визовые сборы за каждого ее члена они чаще всего не могут, а потому оказываются «нелегалами». — Ред.). Это могильщики, портные, официанты, продавцы, мойщики машин… Думаю, нам тоже стоит выявлять экономические точки, где нужна или не нужна иностранная рабочая сила, а уже потом делать заявки на квоты.
Пока же гастарбайтеры трудятся преимущественно в сфере бытовых услуг, торговли и общественного питания. Однако необходимые для этого медицинские документы имеет лишь треть из них. Между тем, утверждает зам. руководителя Роспотребнадзора по Московской области Надежда Россошанская, высокий уровень туберкулеза, ВИЧ, ЗППП и СПИДа за девять месяцев 2013 года был выявлен именно у 106 приезжих (узбеков, таджиков, украинцев и молдаван). «Если пребывание таких граждан на территории страны создает угрозу населению, то, согласно постановлению 188 Правительства РФ, может быть принято решение о его нежелательности и последующей депортации больных», — сказала Россошанская.
Еще одна важная проблема, которая встает перед региональными властями, — социальная, культурная и языковая адаптация мигрантов, особенно детей. Сегодня число иноязычных среди них достигает 15–35%, а в некоторых районах и образовательных учреждениях — 40–45%.
— Это создает трудности при обучении, а родителям-мигрантам крайне важно наличие у ребенка именно российского аттестата, — констатировал заместитель министра образования региона Алексей Гусев. — Но изучать русский язык необходимо и первым, и вторым. А экзамен по нему вообще стоит сделать одним из условий приема на работу.
Все меры, предложенные участниками «круглого стола», специальная рабочая группа рассмотрит, проанализирует, а затем представит как инициативу Московской областной думы. «С тем же, что уже внесено в федеральное законодательство, мы будем работать как с поправками, — заключил Игорь Брынцалов. — Думаю, это принесет ощутимые плоды и обеспечит спокойную и комфортную обстановку на территории всех муниципалитетов Подмосковья».
МЕЖДУ ТЕМ
Московские власти определились с местоположением нового центра временного содержания иностранных граждан на одну тысячу мест. Его собираются открыть на территории заброшенного оздоровительного лагеря «Юный Зиловец» в Чеховском районе Московской области, в 35 км от аэропорта «Домодедово».
Источник в правительстве Москвы сообщил, что это место якобы было выбрано из-за удаленности от жилых районов: «Чтобы не мешать жителям, мы выбрали удаленное место, общая площадь участка составляет около 12 га, мы займем только часть территории лагеря».
На территории «Юного Зиловца», который считается самым крупным в Московской области детским лагерем, расположено 11 двухэтажных корпусов. В прошлом году Мосгордума предлагала реконструировать его и превратить в столичный «Артек». Однако чиновники нашли ему другое применение. Кстати, дачи и жилые дома окружают лагерь со всех сторон — именно в этом месте район достаточно густонаселен.
Начальник УФМС по Москве Ольга Кириллова сообщила, что место для нового центра выбирали так, «чтобы не пришлось возить иностранных граждан через всю область в аэропорт». Она рассчитывает, что здание будет подготовлено для приема мигрантов до нового года.
Уже известна первая реакция местной администрации — Сергей ЮДИН, первый заместитель главы администрации Чеховского муниципального района сделал вчера официальное заявление:
— Администрация Чеховского муниципального района сообщает, что ни правительством Московской области, ни районными властями подобные решения не принимались. Официальной информации от правительства Москвы, в чьей собственности находится лагерь «Юный Зиловец», в районную администрацию и областное правительство не поступало.
Администрация Чеховского муниципального района категорически против размещения подобных объектов на территории Чеховского района и намерена обратиться в правительство города Москвы за разъяснениями по данному вопросу. Комплекс детского лагеря «Юный Зиловец» расположен в непосредственной близости от населенного пункта, где проживает более 2 тысяч человек. Кроме того, здесь имеется памятник федерального значения — музей-заповедник А.П. Чехова «Мелихово», который посещает более 80 тысяч иностранных и российских туристов ежегодно.