Работает Андрей по профессии третий год. После окончания медицинской академии (бывший 2-й медицинский институт) переехал в Московскую область. Сначала трудился в Звенигороде, а теперь вот — в успенской амбулатории врачом общей практики. По-нашему, участковым.
— И все-таки почему коренной москвич предпочел работе в Москве врачебную деятельность в Подмосковье? — этот вопрос Андрею задают очень часто. Хотя сегодня нет ничего удивительного, что одним из приоритетов в выборе места работы становится возможность получения жилья.
— Я не считаю, что что-то потерял, уехав из Москвы. В Москве свои минусы — там высокая конкуренция и сложнее получить квартиру. А для молодой семьи это важно. И зарплата у меня не меньше, чем у моих московских молодых коллег. Получаю от 25 до 35 тысяч рублей. Вполне можно прожить, если не платить за жилье. Жена пока не работает, двое детей. Квартиру предоставили хорошую. Общая площадь 58 квадратных метров, с большой кухней.
Вполне по-житейски прагматичный подход к выбору места работы. Наверное, это нормально, когда молодому специалисту не обещают светлое будущее, а создают условия для нормальной работы и комфортного проживания. В советские времена была в ходу фраза — «закрепление специалистов на селе». Врач Калинин как раз тот самый «советский» случай. Он связывает свои профессиональные перспективы с работой в Подмосковье.
— Подумываю о том, чтобы прожить всю жизнь здесь. Никто и ничто не мешает диссертацию защитить, расти профессионально.
Действительно, никто и ничто не мешает, если работать качественно и профессионально. Судя по всему, именно так работает врач Калинин. Очень позитивно о нем отзываются коллеги, нет жалоб со стороны пациентов. Он и сам себе знает цену.
— В целом отношение ко мне лучше, чем к среднестатистическому участковому врачу в Москве.
Вполне адекватный молодой человек. В его ответе нет ни позерства, ни бахвальства. А только констатация факта. Он не стесняется говорить о том, что на достижение компетенции потребуются годы и годы.
А пока Андрея волнуют разные каждодневные заботы. У него на участке 2752 жителя, пациентов он обслуживает полдня в амбулатории и полдня — на выезде, для чего в его распоряжении медицинский пикап. А в подчинении — всего одна медсестра. Андрей считает — маловато будет. Многие жители, узнав, что участковый живет наверху, прямо над «больничкой», в случае ЧП бегут прямо ночью по знакомому адресу. Андрей к этому готов — врачебный долг превыше всего. По 2–3 больных в неделю приходится отправлять на госпитализацию — сложные случаи. А в остальном — будни, наполненные практикой, практикой, практикой... Для врача это главное. Тем более что бытовые проблемы, в общем-то, решены. Если, например, Ирина захочет выйти на работу, детей возьмут в садик без очереди — Калинины для района ценные специалисты, у них льготы.
С другой стороны, всем известно, что врачи, как и учителя, сегодня находятся под плотным общественным вниманием. Качество медицины и образования постоянно подвергается жесткой критике. Чаще всего справедливой. На этот счет у Андрея Калинина есть своя точка зрения.
— Неправильно, что общество рассматривает деятельность врача как услугу. Момент неизвестности и непредсказуемости в деятельности врача гораздо выше, чем в других профессиях. Пациент должен правильно относиться к своей болезни. Зачастую он ожидает от врача гораздо больше того, что врач может сделать. Пациент должен знать, что не всегда и не во всем врач может ему помочь. Каждый новый пациент — неизвестность и непредсказуемость. Наша работа в большей степени творческая деятельность, чем просто услуга.
Главная беда медицины и того же образования (никуда не деться от сравнения этих двух важнейших сфер нашей жизни) заключается в том, что специалисты вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности (лечить и учить), половину своего рабочего времени посвящают бумаготворчеству.
Естественно, что я не мог не затронуть эту проблему в разговоре с молодым врачом. Ему еще работать и работать. У молодого человека есть понимание этого вопроса.
— На каждого врача приходится слишком большое количество проверяющих. Количество бумаг задается количеством инстанций. А инстанций у нас очень много. Впечатление такое, что большое количество бумаг связано с недоверием к врачу. Сами доктора относятся к разнообразной документации как к повинности, около половины рабочего времени отнимает оформление документов. Врач находится между двух огней. С одной стороны, пациент, который требует внимания. С другой стороны, различные проверяющие структуры, в том числе и прокурор, которые здорово сокращают время, уделяемое пациенту.
...Пока мы беседовали, рядом сидящая медсестра заполняла карточку за карточкой, делая вполне стандартные записи. На столе у нее компьютер. Неужели в наше время, когда компьютеров больше, чем авторучек, нельзя использовать практически безграничные возможности компьютерных технологий?
— Можно, — отвечает Калинин. И показывает карточки-шаблоны, которые сам придумал и которые сокращают время на «бюрократию».
Большего при всем желании он сделать не может. Это проблема не одного врача, а проблема федеральная, которая во многом неразрешима. В здравоохранении стандарты документов меняются чуть ли не каждый месяц. Никакая автоматизация и компьютеризация не поспевают за бюрократическими фантазиями чиновников.
И все-таки не все так печально. Появление таких врачей, как Андрей Калинин, внушает надежду, что не все грустно в нашей медицине. Главное, чтобы амбулатории, подобные успенской, появились в каждом сельском поселении. И обязательно с квартирой для врача общей практики.
МЕЖДУ ТЕМ
■ В этом году в Подмосковье откроются три амбулатории по программе «Семейный доктор»: в Железнодорожном, Балашихе и микрорайоне Новая Трехгорка Одинцовского района. Подобные амбулатории в жилых домах появились еще несколько лет назад в Домодедове и Ступине, но теперь в этом же доме, где амбулатория, будет и служебная квартира для медперсонала. «Чтобы договориться со строительными компаниями о резервировании за областью квартир при амбулаториях, нам понадобилось 10 минут», — сказал Андрей Воробьев.
Всего за пять лет в области планируют открыть не менее 120 таких амбулаторий. Только в Одинцовском районе их будет 25.
■ С 2013 года начал функционировать региональный сосудистый центр в Мытищинской ГКБ. В рамках программы «Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным сосудистыми заболеваниями на 2013–2015 годы» планируется открыть 6 региональных сосудистых центров: в 2013 году — в Подольске, Красногорске, Коломне, Одинцове, в 2014 году — в Раменском, в 2015 году — в Ногинске. Всего на территории Московской области к 2016 году будут организованы 7 региональных сосудистых центров и 20 первичных сосудистых отделений.
■ В Подмосковье активно реализуется собственная программа создания перинатальных центров. В ближайшее время планируется открытие трех центров: в Наро-Фоминске, Коломне и Щелкове. Сейчас все работы находятся на этапе проектирования. Обсуждается создание и трех родильных домов в составе многопрофильных больниц в городах Раменское, Железнодорожный, Сергиев Посад.
■ Начато строительство диализных центров в Воскресенске и Наро-Фоминске. В Московской области обеспеченность гемодиализом составляет 141 человек на 1 млн населения, что в два раза ниже потребности (среднемировой показатель — 280 человек на 1 млн населения). Для удовлетворения потребности Московской области необходимо ежегодно создавать диализные места для 250–300 пациентов. В 2013–2015 годах в рамках государственно-частного партнерства планируется строительство новых центров в городах Люберцы, Сергиев Посад и Щелково.
■ В Клинском районе уже в ноябре начнут работу мобильные фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы) и мобильная поликлиника. Бригады врачей по графику будут объезжать отдаленные деревни района и проводить медицинское обследование, а также диспансеризацию и вакцинацию населения.
Передвижная поликлиника вмещает в себя три кабинета. В одном из них будет вести прием акушер-гинеколог; в другом установлены портативные аппараты для проведения ЭКГ и УЗИ, там же смогут вести прием врачи отоларинголог и офтальмолог; в третьем расположится лаборатория, в которой можно проводить экспресс-анализ крови. Мобильный ФАП практически не отличается от стационарного. Он оснащен всем необходимым оборудованием. В нем есть отопление, кондиционер, чистая вода, обеззараживатель воздуха. Всего в Подмосковье будут работать четыре мобильные поликлиники.
■ В Зарайском районе построят клинику на. Строительство радонового бальнеологического курорта и клиники сна предусмотрено программой социально-экономического развития региона на 2013–2025 годы. Для оздоровления пациентов будут использованы минеральные воды, радоновые ванны и благоприятный климат Зарайского района. Как подчеркнула министр здравоохранения Московской области Нина Суслонова, для создания реабилитационных, курортных центров Подмосковье обладает возможностями, сравнимыми с Краснодарским краем.