Жители Малаховки искренне считают, что их малая родина превратилась в банальный рабочий поселок с разваленным градообразующим предприятием и устаревшим комплексом социально-бытового и культурного назначения, построенного в прошлые годы. Раз нет рабочих мест, то нет и условий для развития иных социальных объектов. Обычный спальный район, но финансируемый на порядок ниже.
Но местные градоначальники совершенно другого мнения.
Уже по факту третье десятилетие Малаховка хиреет и теряет свой уникальный облик.
Николай Добронравов, который рос у родной тетки в этих краях, еще в 2005 году написал в поэме «Малаховский принц» такие строки (цитирую. — С.Р.):
Эти сосны касаются неба.
Эта жизнь и чиста, и проста.
Это детство далекое.
Мне бы
Мне бы снова вернуться сюда…
Как писал незабвенный Есенин —
Снова здесь,
у родимых ворот…
Возле станции — дом с мезонином.
Рядом школьные жили друзья…
А на просеках наших старинных
Ни пройти,
ни проехать нельзя.
Всё застроили, всё разорили…
Драчка из-за кусочков земли.
Даже озеро в плен захватили,
И театр уникальный сожгли.
И теперь, на родном пепелище,
Пропустивший коммерческий бал,
Одновременно принцем и нищим
Я себя у друзей повстречал.
Голос сосен старинных не слышен…
В небе мало талантливых птиц…
В короли —
вот уж точно —
не вышел
Я — наследный малаховский принц.
Но давайте по порядку. Рассказываем предысторию. В этом году в Малаховке запланировано создание Летнего парка, где центральное место занимает территория бывшего малаховского Летнего театра, сгоревшего в 1999 году. Это была летняя репетиционная база МХАТа, здесь впервые вышла на подмостки Фаина Раневская, тут часто выступал Шаляпин (его дача была буквально в километре от театра) и пел Утесов.
— Фрагмент фасада с фундаментом Летнего театра значится в государственном реестре как объект наследия регионального значения, потому что он был главной особенностью исторической и культурной атмосферы Летнего парка, — рассказывает краевед Алексей Самойлюк. — 25 лет общественность Малаховки добивается и борется за его возрождение. В 2015 году здесь был организован референдум жителей на определение одного из двух вариантов театра. В результате двухмесячного опроса через электронную почту и стационарные ящики большинство голосов было отдано за театр, максимально приближенный к первозданному виду на основе исторического авторского проекта 1911 года архитектора Дауши.
Однако этот опрос ни на что не повлиял и остался в разряде праздных. Ну а в сентябре 2023 года люберецкая администрация представила общественности некую проектную организацию, которая стала разработчиком концепции реконструкции территории парка культуры. Вот только эта концепция не предполагает воссоздания прежнего облика театра. Вид у него станет современный. По мнению же активистов — безликий.
— Имитировать восстановление театра люберецкая администрация решила путем возведения так называемого открытого арт-объекта, без стен и крыши, демонстрируя этим имитативность самой концепции, — говорит Алексей. — Предлагаемый жителям Малаховки арт-объект на территории сгоревшего здания театра является декорацией, которая представляет собой имитацию фасада с колоннами, крытую сцену, открытый так называемый амфитеатр на 400 мест в виде лавочек под открытым небом и с призрачными стенами, исполненными из деревянных реечек, что полностью изменит объект наследия регионального значения, историческую и культурную атмосферу Летнего парка, уникальную идентичность его территории. Мы протестуем против создания нового здания на территории Летнего парка, не обусловленного историей объекта наследия.
— Беда в том, что все к этой ситуации давно привыкли, — говорит скульптор Андрей Балашов, который вошел в число активистов, протестующих против безликого проекта. — На просьбы жителей о том, что нужен культурный очаг для досуга, тут же следует встречный вопрос: а почему у вас ДК «Союз» и Красковский центр постоянно пустые? На требование реанимировать должным образом музей ответ такой: «К вам туда и так никто не ходит». Увы, это так. По факту минимум посещений в процентном отношении к числу всех жителей. И все же борцы за сохранение исторического и культурного наследия не сдаются.
— Мы хотим сделать Малаховку такой, чтобы туда вся Россия ездила, изучала, отдыхала, училась, — говорит Алексей. — А для этого можно и нужно оживить историю. Но начать нужно с малого. Хотя бы вернуть поселку ту достопримечательность, которую мы так легко потеряли, а сейчас так бездарно готовы подменить типовым проектом.
10 УДИВИТЕЛЬНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ МАЛАХОВСКОГО ЛЕТНЕГО ТЕАТРА:
1. Здание нового театра в Малаховке на 500 зрительских мест было открыто 22 мая 1911 г.
2. Спроектировал театр городской архитектор надворный советник Лев Францевич Даукша в стиле модерн, здание было лучшим среди дачных театров. Превосходно технически и эстетически оборудованное здание театра имело электрическое освещение, крайне редкое в те годы в летних театрах, получаемое от специально построенной рядом электростанции.
3. Малаховский театр был удачлив и рентабелен, давая большие сборы, стал культурным центром Подмосковья.
4. Своим процветанием театр обязан во многом знаменитостям, которые выступали на его сцене, а именно Малому театру. Именно здесь сыграла свои первые большие роли Алиса Коонен, а осенью 1915 г. состоялся дебют Фаины Раневской.
5. Превосходная акустика Летнего театра привлекала любителей оперы. Здесь давали концерты и пели оперные звезды: Л.В.Собинов, А.В.Нежданова, В.Р.Петров, начинал Александр Вертинский, любил тут выступать и Ф.И.Шаляпин.
6. Местные жители утверждают, что малаховскую сцену покорила возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан. Здесь же танцевала и прима-балерина Большого театра Екатерина Гельцер.
7. На сцене Летнего театра был поставлен почти весь репертуар А.Н.Островского, шли пьесы Чехова, Гоголя, Шекспира, Мольера, Бомарше, Б.Шоу, Лопе де Вега, Ибсена, Немировича-Данченко... Всего в репертуаре значилось порядка 500 спектаклей — невероятная цифра для дачного театра!
8. В 1920-е — начале 1930-х здание театра использовалось для гастрольных спектаклей и концертов московских театров. В них участвовали артисты Малого театра: А.А.Остужев, А.А.Яблочкина, В.Н.Рыжова, В.Н.Пашенная, Е.Д.Турчанинова, П.М.Садовский и другие.
9. В середине 1950-х годов в театре выступал знаменитый джаз-оркестр под управлением Л.О.Утесова. В 1959 году был поставлен последний спектакль «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки.
10. С 1934 года театр становится кинотеатром. Уникальное здание использовали как кинозал, сценическое оборудование и механизмы сломали, оркестровую яму заколотили.