На днях в Мособлдуме состоялся «круглый стол», где обсуждали проблемы безопасной езды на самокатах в Подмосковье. Вообще-то, его участники собрались, чтобы наметить план дальнейшего развития кикшеринга — проката электросамокатов на территории области. Разговор получился интересный, острый и охватил широкий спектр проблем, от недостатков транспортной инфраструктуры до безопасности на дорогах.
«Технологии не стоят на месте, в продаже можно найти огромное количество самокатов, которые могут разгоняться до больших скоростей. Таким образом, они уже переходят в разряд транспортного средства, а не просто развлечения. Известны случаи, когда на пешеходных зонах электросамокаты врезались в людей. Иногда это приводило к серьезным травмам», — говорит член Комитета по вопросам транспортной инфраструктуры, связи и информатизации Мособлдумы Кирилл Жигарев.
Действительно, что ни день, то новое происшествие с участием самокатчиков. Одни летят с бешеной скоростью и в результате не успевают затормозить перед выбежавшими им наперерез детьми или собаками. Другие сами становятся жертвами наезда машин из-за того, что вынуждены ехать по проезжей части — к сожалению, далеко не везде в подмосковных городах есть велодорожки.
А учитывая, что популярность электросамокатов с каждым годом растет, эти проблемы будут лишь усугубляться. По словам депутата Олега Гаджиева, главное достоинство самокатов в том, что они позволяют людям оперативно добраться до нужной точки в условиях транспортной загруженности. За два последних года число электросамокатов в Московской области увеличилось в 2 раза, за это время совершено более 2,2 млн поездок, а с начала сезона этого года уже более 260 тыс. поездок.
Сейчас сервис проката самокатов доступен в 26 подмосковных городах, еще в 10 муниципальных округах он появится до конца года. А лидеры по количеству самокатов на дорогах три подмосковных города: Химки, Красногорск и Реутов.
При такой востребованности у населения этого вида транспорта наблюдается явный дефицит специфичных объектов транспортной инфраструктуры: выделенных полос движения, велодорожек и парковок для самокатов. В результате прокатные самокаты пользователи нередко просто бросают на тротуаре около станций метро или МЦД, что мешает пешеходам.
И все-таки самая главная проблема, связанная с ездой на самокатах, касается соблюдения ПДД. Одна из компаний, занимающаяся кикшерингом, предложила удаленно регулировать скорость самокатов так, чтобы пользователь не мог разгоняться до запредельных скоростей. Идея отличная, только как быть с теми, кто ездит на своих собственных самокатах? А еще бывают случаи, когда их владельцы нарушают ПДД, выезжают на проезжую часть и создают там аварийные ситуации. Подмосковные парламентарии считают, что такие ситуации можно регламентировать только законодательно: нужно вводить правила и устанавливать рамки. «Это должно быть сделано для удобства всех участников уличного движения», — уверен Кирилл Жигарев.
К сожалению, статус СИМ в действующих ПДД до конца не определен. МВД считает, что при мощности двигателя менее 250 ватт пользователь электросамоката это пешеход; при большей мощности — водитель мопеда. Власти всех уровней с 2017 года пытаются ввести специальное регулирование для этого вида транспорта, но ни одна из инициатив пока что не обрела законную силу. Существует масштабный проект поправок к ПДД от Минтранса на эту тему, но и он пока не принят.
В ходе «круглого стола» прозвучало интересное предложение: нужно сделать так, чтобы, заходя в мобильное приложение для кикшеринга, пользователь первым делом видел памятку с напоминанием основных ПДД. При этом операторам микромобильности стоит ввести функцию «пока не прочитаешь, к аренде перейти не сможешь».
«Мы можем совместно с представителями правительства Московской области ввести в школах обучение правилам пользования электросамокатами. Я считаю, что каждый ребенок должен иметь багаж таких знаний», — считает председатель региональной общественной организации «Союз безопасности дорожного движения» Светлана Заболоцкая.
А еще муниципалитетам предложили усилить сотрудничество с операторами микромобильности ради общего блага. Во-первых, для того чтобы последние активнее оборудовали места под парковки самокатов. Сейчас из 3000 таких объектов только 800 сделаны силами владельцев кикшеринга. А во-вторых, местные власти и бизнес должны создать карту площадок в подмосковных городах, где каждый желающий сможет безопасно прокатиться на электросамокате. Это могут быть полигоны автошкол, автогородки, стадионы.
«В каждом городе есть такие зоны. Можно разработать расписание и, согласно указанным часам, предлагать детям и подросткам учиться кататься на электросамокате, а взрослым людям — просто «погонять» на них», — предложила Светлана Заболоцкая.