В общем, час от часу не легче. И если дело доходит до буренок, то все будет по-серьезному. Вся страна начинает (к сожалению, с чистого листа) бороться с парниковыми газами.
В частности, к 2024 году в Подмосковье проведут полную инвентаризацию источников загрязнения атмосферы: объектов энергетики, промышленности и транспорта. Ожидается, что в области завершится создание системы экомониторинга: города и поселки будут оснащены датчиками контроля за качеством атмосферного воздуха. Которые в круглосуточном режиме станут замерять уровень загрязняющих веществ. А объем негативных выбросов к этому времени сократится на 10%. Работы эти уже начаты: в минувшем году в регионе установлено 65 таких устройств, в нынешнем 90, в 2022 году — 145 датчиков.
В плане «полной инвентаризации источников вредных выбросов» работы тоже идут. Так, на «подозрительных» предприятиях стали чаще бывать экологические инспектора. Например, в Люберцах было демонтировано оборудование, где незаконно сжигались деревянные поддоны. В Балашихе один индивидуальный предприниматель «на всю катушку» использовал водогрейный котел на твердом топливе, не поставив его на учет как источник выбросов СО2. Примерно такую же картину контролеры выявили и на окраине Рузы, где уничтожали (сжигали) пластик и утеплитель для стен.
Как считают в региональном министерстве экологии и природопользования, к 2025 году выбросы парниковых газов в Подмосковье сократятся на 20%.
* * *
Как известно, в плане борьбы за экологию планеты страны «Большой семерки» уже к 2050 году решили отказаться от использования углеводородной энергетики. По инициативе Евросоюза с 2023 года за превышение лимитов по выбросам в атмосферу СО2 на страны будут накладываться серьезные санкции.
Кстати, по разработанному пилотному проекту полуостров Сахалин должен достигнуть «углеродной нейтральности» к 2025 году. Это чистая энергетика, основанная на использовании не традиционного угля или нефти, а на возобновляемых видах топлива: солнца, ветра, морских приливов и отливов.
Если проект состоится, это будет первая ласточка в борьбе с вредными выбросами в России. Однако Московской области и другим российским регионам до такого результата еще очень далеко.
По мнению экспертов, проблем много. Учет выбросов парниковых газов в атмосферу сейчас ведется в зависимости от того, сколько ГСМ сожжено на промпредприятиях и на транспорте. Как считают экологи, это не совсем корректный подход, он не дает объективных данных. Не разработана точная методика учета углерода, который поглощается лесами. А Россия, как известно, одно из самых зеленых государств в мире.
Почему-то считается, что береза в Польше или в Германии поглощает СО2 больше, чем береза в России, — тоже, согласитесь, нонсенс.
В общем, систему экомониторинга необходимо создавать не только на Земле, но и в космосе. Содержание углекислого газа и метана в атмосфере Земли могут достаточно точно отслеживать малые космические аппараты. В частности, американские спутники показывают, что в России в последнее время почти на 40% выросли выбросы метана в районе газопроводов. Как правило, на эти и другие подобные обвинения мы не имеем контраргументов, в стране не развернута программа по экологическому «дежурству» в космосе.
Нам предстоит создать систему экомониторинга. И не просто создать — с датчиками и прочими регистрирующими устройствами, — а чтобы она была официально признана и уважаема в мире. А как еще иначе доказать, что наши русские березки ничуть не хуже, чем польские или немецкие?