Химкинским жителям грех жаловаться — в их распоряжении целых семь городских парков: имени Льва Толстого, «Эко-Берег», «Дубки», имени Величко, «Подрезково», «Два берега» и «Яковлево». Совершать променады можно также по скверам, лесопаркам и набережным. Однако население Химок довольно активное, и пеших маршрутов им мало. Поэтому в местной администрации появилась идея подарить им велопрогулку одного дня, совершая которую можно полюбоваться достопримечательностями, устроить пикник, заглянуть в кафе, подышать тишиной в тени вековых деревьев и полюбоваться городом с самых высоких точек. А в итоге вернуться в отправную точку и рассказать друзьям и близким о своем насыщенном и незабываемом отдыхе.
— Сегодня велосипедные дорожки очень популярны, особенно среди молодежи. Поэтому очень важно в каждом округе развивать общественные пространства, — заявляют в администрации.
Ну что касается Химок, то здесь уже имеется велодорога протяженностью в целых 16 км. Она пролегает по 23 улицам Старых и Новых Химок и имеет хорошее покрытие из асфальта и бетона. В ближайшее время также в городе планируют открыть велодорожку от ул. Кирова до метро «Водный стадион».
— Химки можно считать зеленым городом, — рассказывает заместитель директора МБУ «Комбинат по благоустройству и озеленению» Химок Венера Корнева. — Но долгое время каждый из парков и скверов развивался сам по себе. Примерно полтора года назад у нас возникла идея объединить все зеленые зоны единой концепцией.
Муниципальные власти привлекли архитекторов-проектировщиков, которые тщательно изучили дорожно-транспортную инфраструктуру и создали свой мастер-план с учетом всех проблемных точек.
— Теперь этот документ дает абсолютное понимание, куда нам двигаться, как сделать наши парки, скверы и набережные абсолютно доступными для людей, — поясняет Венера Корнева.
Проект получил название «Зеленый каркас». Он рассчитан на 10 лет. За это время в том числе будет создан уникальный кольцевой пешеходный маршрут протяженностью 42,2 км, равный марафонской дистанции, в процессе параллельно благоустроят велодорожки общей длиной в 69,5 км.
Надо сказать, что веломаршрутами давно уже «больны» — в лучшем смысле этого слова — жители всех европейских городов. В Дании, например, велосипеды успешно конкурируют с поездами, в Новой Зеландии для проектирования велосипедных мостов привлекают художников-маори, а в Финляндии велосипедными дорожками становятся бывшие железнодорожные пути. По каким канонам обычно строят эти маршруты? На самом деле в двух словах это не опишешь.
— В России сейчас нет большого опыта развития велоинфраструктуры, — сокрушается общественник Денис Сергеев. — Наши города только столкнулись с этим. В ближайшие годы многому предстоит научиться. Будет хорошо, если мы обратимся к опыту разных стран и учтем его. Вот в Хельсинки, столице Финляндии, о проблеме с транспортом задумались еще 30 лет назад. Тогда при администрации города был создан велосипедный департамент. Собственный департамент для великов! А в Москве, к примеру, первая велодорожка появилась только в 2011 году на проспекте Вернадского.
Кстати, до департамента в Подмосковье еще не дошло, но зато все областные веломаршруты (а их более 30-ти) планируется перенести на интерактивные карты.
КСТАТИ
Велодорожки бывают нескольких типов
Тип первый — односторонние защищенные велодорожки. Они расположены на уровне проезжей части и отделены от нее барьером, как, например, в Дублине. В качестве барьера могут быть столбики, клумбы или делиниаторы.
Тип второй — приподнятые велодорожки. Они проложены выше уровня проезжей части и могут быть с односторонним или двусторонним движением.
Тип третий — двусторонние велодорожки. Это обособленные зоны для велодвижения в обоих направлениях, но расположенные на одной стороне дороги. Преимущество таких велодорожек в том, что они предотвращают движение велосипедистов по проезжей части навстречу потоку. Разметка, как и в предыдущих случаях, обязательно наносится по всей длине.