На выставке Марка Шагала, которая откроется 16 ноября, будут представлены живопись, графика и гобелены — всего 239 работ. Участниками проекта стали как частные коллекции, так и всемирно известные галереи. Например, Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музей Марка Шагала в Витебске, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, Музей истории евреев в России, Национальный музей Марка Шагала в Ницце, музей «Новый Иерусалим». Куратор проекта — приглашенный эксперт в комитете Марка Шагала в Париже, заслуженный работник культуры РФ Екатерина Селезнева.
— Выставка работ Марка Шагала — это очередной международный проект музея «Новый Иерусалим», — говорит директор музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» Василий Кузнецов. — Благодаря нашим зарубежным партнерам, благодаря содействию внучек Марка Захаровича Шагала — Мерет и Беллы Мейер — и постоянному личному участию в создании выставки куратора Екатерины Леонидовны Селезневой мы сегодня представляем проект, который, несомненно, станет большим и заметным культурным событием.
А куратор выставки Екатерина Селезнева считает, что поиски и обретение «своего Иерусалима» неожиданно, через века, объединяют Марка Шагала с местом, где проходит сегодня его выставка. Действительно, «Новый Иерусалим» появился в окрестностях Москвы в середине XVII века. Патриарх Никон задумал создать недалеко от столицы топографическую и архитектурную копию Святой земли. А в ХХ веке в монастыре был устроен музей, который в XXI веке отделился от монастыря и зажил отдельной от него музейной жизнью. Эта история вполне в духе Шагала.
Идею проекта подарил сам художник, который писал: «Живопись мне казалась каким-то окном, через которое я улетал в другой мир». Он понимал свое существование в искусстве и жизни как бытие в особом измерении. Для Шагала не существует дистанции между видимым и воображаемым, между предметом и символом, между конкретным и абстрактным.
«Честно говоря, я человек с одним жильем и единственной картиной», — писал художник. Мир Шагала фантастичен и театрален: он очаровывает, интригует, немножко тревожит. В театре Шагала играют «сцены земные» и «сцены небесные», а «пьесами» становятся молитвы и притчи, стихи и песни, сказки и сны и иные повествования, созвучные размышлениям художника. Тексты этих «пьес»-произведений написаны изобретенной Шагалом полифоничной живописной азбукой.
— Шагаловские персонажи просто наделены даром летать, подобно птицам или ангелам. Они бывают легки, как счастливая любовь, невесомы, как мечта, устремлены в небеса, как воздушный шар. Небо для них — такая же среда обитания, как земля. Шагала, а вместе с ним и нас, любовь переносит в другие миры, в далекие и близкие города, — говорит куратор Екатерина Селезнева.
Экспозиция выставки построена по двум параллельным линиям — тематической и хронологической. Вместе с Шагалом зритель перемещается по трем многомерным пространствам: «Жизнь земная» (живопись и графика первой четверти XX века); «Путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные c поездкой в Святую землю) и «Бытие небесное» (произведения второй половины XX века).
Посещение Иерусалима стало для Шагала некой отправной точкой для обретения внутреннего оправдания своего замысла — преодоления запрета, существовавшего в традициях иудаизма, на создание иллюстраций к Библии. Он пишет эскизы к будущим библейским картинам и офортам. 22 эскиза экспонируются в России впервые, как и существующие в единственном экземпляре 105 библейских гравюр, раскрашенных художником вручную и подаренных им второй жене — Ваве Шагал. В экспозицию включены предметы быта и религиозного обихода из собрания МИЕВРа, лубки и изразцы из коллекции музея «Новый Иерусалим». Подобные артефакты могли окружать Шагала в его детстве и юности, встречаться ему во время учебы в Петербурге и жизни в Москве.
Выставка Марка Шагала продлится до 8 марта 2020 года.
МЕЖДУ ТЕМ
Мерет МЕЙЕР, внучка художника, создатель комитета Марка Шагала:
— Мы были покорены, узнав, что музей «Новый Иерусалим» готовится раскрыть перед российской публикой широкий спектр разнообразных художественных техник, применяемых Марком Шагалом на протяжении его долгого творческого пути. Это материал, наполняющий его работы «сверкающими цветом и правдой». Мы надеемся вновь уловить зачарованные взгляды русской публики, изучающей резонансы шагаловского живописного словаря, — эти фонтаны взглядов освещают сегодня нашу жизнь.