МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Без права на ошибку

Отбор подмосковных педагогов идет по самым строгим критериям

Ученье, как известно, свет. Вопрос в том, как в пределах отдельно взятого субъекта Российской Федерации сформировать педагогический корпус, который бы учил школяров не только математике, физике и литературе, но и воспитывал настоящих граждан, патриотов своей страны?

В Московской области уделяется огромное внимание процессу образования и привлечению в регион квалифицированных педагогических кадров. На сегодняшний день учительские вакансии в Подмосковье заполнены более чем на 98%.

Фото: Денис Трудников

«Система образования занимает особое место в управлении, в жизни и власти и, конечно, в жизни семьи», — заявил Андрей Воробьев на недавнем мероприятии, посвященном Дню учителя.

Губернатор отметил, что подмосковное образование высоко котируется в России. Ведь в регионе огромная сеть общеобразовательных учреждений и почти 900 тысяч учащихся начальной, средней и старшей школы. Подмосковье должно и дальше наращивать темпы строительства учебных заведений и улучшения жизни учителей.

«Мы стараемся постоянно увеличивать долю финансирования образования. Я хочу поблагодарить всех, кто трудится на этом ответственном участке, внедряет самые современные методики в образовании наших детей. Мы будем оказывать максимальную поддержку. Хочу поблагодарить вас за самоотдачу и добросовестный труд», — заключил Андрей Воробьев.

Социальной поддержки педагогов много не бывает

Чтобы укомплектовать учебные учреждения профессиональными кадрами, в регионе широко практикуется заключение целевых договоров с вузами, где готовят таких специалистов. Кроме того, на базе общеобразовательных организаций Московской области создаются педагогические классы.

Одно из главных направлений — помощь молодым специалистам. Что касается мер социальной поддержки педагогов, то без преувеличения можно сказать, что у Московской области есть чему поучиться. Как говорится, чтоб мы так жили.

Вот что получают молодые учителя, которые приступают к работе в год окончания своего учебного заведения.

Доплаты в размере 1000 рублей, которые выплачиваются в течение трех лет молодым специалистам. Дополнительно с 1 сентября нынешнего года учителям установлена доплата в 5000 рублей. С 2016 года увеличена сумма пособия молодым педагогам до 150 000 руб. — ранее она составляла: 28 300 руб. для выпускников высших учебных заведений, 25 700 руб. — для выпускников, получивших среднее профессиональное образование. Пособие выплачивается в два этапа: в год поступления на работу выплачивается 50 000 руб. и 100 000 руб. — по окончании второго года работы в образовательной организации.

Понятно, что вкладываемые в молодых педагогов государственные средства необходимо оправдывать творческим отношением к своей работе, постоянно совершенствовать свой уровень.

Если по каким-то причинам молодой специалист увольняется ранее установленного срока (3 года), то он возвращает в бюджет региона средства в сумме, пропорциональной не отработанному периоду.

Это что касается мер поддержки регионального уровня.

Не в стороне от привлечения кадров и муниципальные органы власти. Ведь, как правило, именно там, «на земле», учителя и сеют разумное, доброе и вечное.

Итак, при приеме на работу педагогу из муниципального бюджета выплачивают пособие до 10 000 рублей. Практикуются доплаты к заработной плате в размере до 10 000 рублей. Кроме того, мунобразования обеспечивают специалистов служебным жильем, предоставляют им места в общежитии, полностью или частично компенсируют проезд, оплату жилья и коммунальных услуг.

Это не весь арсенал, который используется в Московской области для привлечения квалифицированных педагогов. Так, с 2016 года в Подмосковье реализуется программа «Социальная ипотека».

Фото: Денис Трудников

«Условия программы простые, — рассказывает первый заместитель председателя правительства Московской области — министр образования Московской области Ольга Забралова. — Государство выплачивает первоначальный взнос и остаточную стоимость жилья, а участнику программы остается только оплачивать проценты по кредиту, что не станет серьезным финансовым обременением даже для молодых специалистов».

За 3 года сертификаты получили 112 учителей и 7 воспитателей. В нынешнем году в программе смогли принять участие и воспитатели детских садов. Действие программы будет продлено и на 2019 год.

Как поясняет Ольга Забралова, в следующем году категории участников будут расширены учителями биологии и физики и также молодыми специалистами. Сама же квота на учителей вырастет практически в два раза: 90 мест вместо 50, которые были ранее.

За высотою — высота

Неудивительно, что при таком постоянном внимании к подбору кадров вакансий в регионе менее 2%. Как не удивителен и тот факт, что многие подмосковные школы считаются одними из лучших в стране.

Тут за примером далеко ходить не надо — взять элитную спецшколу физтех-лицей, что при МФТИ в Долгопрудном.

Там обучается будущее отечественной науки, которые скажет свое веское слово завтра. А вот настоящие звезды и светила в подмосковном образовании уже есть сегодня.

Выдающимися учителями России, победителями Всероссийского конкурса «Учитель года России» в период с 2012 по 2018 год стали шесть педагогов из Подмосковья. А Александр Демахин из Сергиево-Посадской гимназии им. Ольбинского и Андрей Сиденко, учитель информатики МБОУ СОШ №29 городского округа Мытищи, стали абсолютными победителями столь престижного конкурса.

Учатся, «на старших глядя», и их молодые коллеги. Во всероссийском конкурсе «Педагогический дебют» только в 2017 году победителями стали сразу четыре подмосковных учителя!

К этим вершинам профессионального мастерства, признанию в общероссийском масштабе нужно идти годы, выходить победителями в многочисленных конкурсах районного и областного уровня.

Критерии отбора участников жесткие, назовем лишь некоторые: наличие у претендента собственной методической разработки по преподаваемому предмету; высокие (с позитивной динамикой за последние три года) результаты учебных достижений учеников; обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования образовательных технологий, в том числе дистанционных или электронного обучения...    

Победители регионального этапа конкурса лучших учителей награждаются премией губернатора Московской области в размере 100 тыс. рублей. В последующем, в соответствии с установленной квотой, из 100 претендентов формируется перечень «самых-самых». Им из федерального бюджета выплачивается денежное поощрение в размере 200 тыс. рублей каждому.

Фото: Денис Трудников

Размер квоты, а значит, и количество денежных поощрений, определяется Правительством РФ. И зависит от численности обучающихся в образовательных организациях субъектов Федерации.

Кстати, устанавливаемая федеральным правительством квота для Московской области из года в год растет. В нынешнем году она составила 48 учителей.

Широкое распространение в регионе получили конкурсы «Педагог года Подмосковья», «Педагогический дебют» — в нем участники должны провести показательный урок, сделать публичное выступление и поделиться опытом — «У меня это хорошо получается».

18 номинаций включает в себя конкурс «Лучший учитель-предметник и лучший учитель начальных классов» с размером премии 300 тыс. рублей. Такую же сумму получает победитель в конкурсе «Лучший по профессии» в сфере образования. В нынешнем году он прошел уже в четвертый раз.

А подведение общих итогов профессионального мастерства среди учителей происходит на слете участников конкурса «Педагог года Подмосковья».

Меры соцподдержки для педагогов приносят свои плоды. Подмосковные ученики с каждым годом покоряют все новые вершины. Так, например, в этом году число подмосковных «стобалльников» по ЕГЭ перевалило за 500 — это более чем в полтора раза превышает достижения прошлого года. А буквально на этой неделе из Пекина с триумфом вернулась российская команда, выступавшая на Международной олимпиаде по астрономии и астрофизике. В копилке нашей сборной «золото» и «серебро» подмосковных ребят Даниила Долгова и Евгения Бойцова.

Умудренные опытом педагоги цитируют крылатое изречение: ученик — не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!

Как видим, не всем, но многим это удается.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах