Мойры в древнегреческой мифологии — это богини судьбы. Они решают, кому сколько жить и в какой срок умереть. Пьеса Константина Федорова, написанная специально для театра кукол, рассказывает о трех сестрах-мойрах, которые отвечают за судьбы жителей Петроградского района Петербурга. Их подопечные — современные петербуржцы — даже не догадывались, что кто-то управляет их судьбами и определяет время смерти, пока одна из сестер не потеряла волшебные ножницы, обрезающие нити жизни.
В спектакле Московского областного государственного театра кукол участвуют куклы-перчатки, но не обычные, а перевернутые, там, где должна быть ладонь, — голова, а там, где пальцы, — ноги. Каждая кукла сделана из настоящей перчатки, материал выбирали в соответствии с характером персонажа: кто-то важный — из кожи, кто-то несчастный — из серой шерсти, неунывающий — из веселой мериносовой нити, собака — пушистая ангорская пряжа.
Действие пьесы разворачивается на фоне зимнего Петербурга, во время затяжной метели. Многие здания в спектакле Александры Ловянниковой выполнены в виде макетов настоящих домов Петроградского района. Так художник постановки выказала дань уважения родному городу драматурга, который привязал сказочный сюжет к реальной географии Питера.
Премьера «Мойр» состоялась в феврале 2018 года, и спектакль сразу полюбился взрослым и детям. Сказочная тема здесь переплелась с реальностью и приобрела глубоко философский смысл. Зритель невольно задумывается вместе с героями пьесы: а счастлив ли я? Кто вершит мою судьбу? Чего я хочу добиться в этой жизни?
Артистов на сцене всего четверо, а сыгранных ими героев значительно больше. Причем каждая кукла-перчатка обладает своим характером и неповторима. Даже просто шалящий на улице мальчишка или дворник с лопатой не являются второстепенными персонажами — они трогают до глубины сердца.
В спектакле ненавязчиво поднимаются достаточно сложные вопросы о жизни и смерти; о праве человека отнимать жизнь у того, кого он считает недостойным; об одиночестве и потере смысла в существовании.
Театральный сезон-2017/18 выдался урожайным на яркие постановки, поэтому экспертам из оргкомитета «Маски», отбирающим номинантов для конкурсной программы, пришлось нелегко. Им надо было выбирать лучшее из лучшего. Конкурсная афиша получилась очень разнообразной и насыщенной, тем не менее многие спектакли, которые зрители причислили к заметным событиям в театральной жизни прошлого сезона, не вошли в шорт-лист премии. Поэтому особенно приятно, что спектакль Московского областного государственного театра кукол «Мойры Петроградского района» поборется за звание лауреата «Золотой маски» сразу в пяти номинациях.
Как «Лучший спектакль», как «Лучшая работа режиссера» — художественным руководителем постановки является Борис Константинов, кстати, он неоднократный лауреат «Маски». В-третьих, режиссер-постановщик спектакля Александра Ловянникова поборется за номинацию «Лучшая работа художника». А в номинации «Лучшая работа актера» выдвинуты Анастасия Игнатенко (Клото-мойра, Лера, «Мойры Петроградского района»), Наталья Третьяк (Атропа-мойра, Вова, Беспородная собака, «Мойры Петроградского района»).
По словам министра культуры Московской области Нармин Ширалиевой, это настоящий прорыв с точки зрения позиционирования регионального театра на общероссийской театральной карте.
«Разумеется, номинация на «Маску» — уже знак качества, к спектаклям, попавшим в афишу премии, автоматически прикован интерес зрителей и критиков. Мне очень хотелось бы, чтобы наши драматические театры — МГТ под руководством Сергея Безрукова и ТЮЗ — также выпускали спектакли, способные побороться за главную национальную премию», — сказала она.
МЕЖДУ ТЕМ
Недавно губернатор Подмосковья Андрей Воробьев встретился с видными театральными деятелями региона, чтобы обсудить подготовку к проведению Года театра, который в России пройдет в 2019 году.
Участники встречи отметили, что предстоящий Год театра должен не только предоставить всестороннюю поддержку творческим коллективам, но и создать систему доступности высших образцов театрального искусства для широкой зрительской аудитории. В этом помогут театральные фестивали, конкурсы, премии.
«Год театра — это еще одна возможность уделить внимание, направить ресурсы на поддержку театра», — отметил Андрей Воробьев.
СПРАВКА "МК"
С 2013 года количество спектаклей, показанных в гостеатрах, выросло более чем в 2 раза, посещаемость увеличилась на 65%, доход от деятельности театров — более чем в 6 раз. Подмосковные театры ежегодно становятся лауреатами премии губернатора Московской области «Лучший по профессии», а также получают грант Президента Российской Федерации.