— По предварительным оценкам, стоимость одной из картин в обнаруженной партии может составлять около 50 тысяч долларов США, то есть более 3 миллионов рублей, — пояснили «МК» в пресс-службе Московской областной таможни. — Все арестованные предметы искусства направлены на экспертизу в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление ФТС России. По результатам исследования может быть возбуждено уголовное дело за незаконное перемещение через границу культурных ценностей в крупном размере.
Но и до проведения экспертизы, которая, к слову, будет длиться долгие месяцы, возбуждено два дела об административных правонарушениях по шестнадцатой статье КоАП России («Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров»). Однако штрафы по ним будут начислены позже, когда расследование закончится и эксперты установят точную стоимость товаров.
Итак, что привлекло внимание таможенников? Во-первых, картина Дэвида Хокни Walking past two chairs, датированная 1986 годом. Во-вторых, тарелка производства фирмы Madoura, якобы вручную расписанная самим Пикассо, с женским профилем. В‑третьих, картины с изображением людей в рамах без маркировки с подписью «Фрэнсис Бэкон». Кроме того, в поле зрения экспертов попали старинные кувшины, панно, статуэтки, вазы для фруктов и многие другие вещи, маркированные логотипами очень известных фирм.
С помощью искусствоведа Зарины Асфари «МК» попытался выяснить, насколько уникальными являются предметы из литовской фуры. В частности, мы попробовали оценить вероятность появления на территории России работы, созданной руками самого Пикассо. И вообще расписывал ли он тарелки?
— Когда Пикассо освоил новое для него искусство керамики, ему было больше 60 лет, — пояснила нам эксперт. — Всё началось до смешного банально, так, будто ему шел не седьмой десяток, а первый, — с мастер-класса на ярмарке гончарных изделий, — а вот продолжение было вполне серьезным: за оставшиеся годы он создал более 2800 расписных тарелок, ваз, кувшинов и пр. Кстати, в наших отечественных музеях богатые коллекции живописи Пикассо благодаря меценатам Савве Мамонтову и Савве Морозову, а вот с керамикой нам не так повезло: ею Пикассо занялся, когда ни того ни другого уже не было в живых. Однако небольшое количество прекрасных образцов есть в коллекции Эрмитажа. Что касается женских лиц... Женское лицо — типичный для Пикассо сюжет, которому он как керамист, разумеется, уделил должное внимание. Однако что в живописи, что в керамике он отдает предпочтение фасным изображениям. Это особенно важно с керамикой, которую в случае с объемными формами (ваза, кувшин) он трактует как скульптуру, где с одной стороны лицо, а с другой затылок. В случае с тарелками Пикассо тоже предпочитает изображения анфас, однако профили тоже встречаются. Что же касается работы, задержанной на таможне, то для меня она крайне сомнительна: Жаклин, последней жене Пикассо, посвящено несколько сотен картин, и она везде мгновенно узнаваема, чего не скажешь об этой тарелке с профилем...
Кстати, стоит отметить, что Пикассо — самый популярный среди воров художник. Его работы с завидной регулярностью контрабандно пересекают границы государств. Что же касается картины, претендующей на стоимость «однушки» в ближнем Подмосковье, то о ней еще тяжелее делать выводы. Произведение Хокни — это литография.
— Она издается авторским тиражом, где у каждого листа есть уникальный номер и каждый лист подписан художником, — поясняет Зарина. — Такая литография есть, например, в коллекции британской галереи Тейт. А другой экземпляр в 2013 году был продан за $50 000 через аукционный дом Bonhams. В общем, в случае с Хокни что бы то ни было утверждать еще труднее, чем с Пикассо: подлинник ли это, можно сказать только после установления возраста бумаги и краски и после выяснения того, в чьей коллекции должен находиться эстамп с номером, указанным на работе из задержанного на границе груза. Если работа на месте, то, вероятнее всего, мы имеем дело с поддельным Хокни.
Между прочим, подделка тиражных работ — дело нехитрое и давно освоенное мошенниками. Достаточно вспомнить о том, что случилось с литографиями Сальвадора Дали, когда художнику было уже около 80. На одной из таможен был конфискован груз с сотнями, если не тысячами чистых (!) листов с автографом Дали. Естественно, разгорелся большой скандал и цены на тиражные работы мастера рухнули.