МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Мировые звезды облюбовали музыкальный Клин

Будто заслушавшись музыкой великого Чайковского, ливень прекратился ровно на несколько часов, пока длилось открытие грандиозного Международного фестиваля

Чайковский, музыка, весна — эти три слова прочно связаны с подмосковным Клином. И не только потому, что здесь жил и творил великий русский композитор и в день его рождения, 7 мая, сюда съезжаются поклонники и музыканты со всего света. Но еще и потому, что три года назад в Клину появилась добрая традиция собирать в июне меломанов и звезд мировой сцены на Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского, проводимый под патронатом губернатора Подмосковья.

Фото: Кирилл Искольдский

Гений места

Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского в Клину стартовал 13 июня грандиозным гала-концертом. Продлится он до 18 июня.

Открывал музыкальный праздник в Клину губернатор Московской области Андрей Воробьев, который его лично патронирует. Перед началом концерта губернатор совместно с пианистом Денисом Мацуевым, композитором Максимом Дунаевским, дирижером Александром Сладковским и художественным руководителем московского музыкального театра «Геликон-опера» Дмитрием Бертманом высадил березы в мемориальном парке Музыкального музея-заповедника Петра Ильича Чайковского. Это стало уже доброй традицией музыкального фестиваля, как, впрочем, и приглашение на его сцену звезд первой величины.

Так, в день открытия фестиваля в этот подмосковный город приехала всемирно известная солистка Венской оперы Красимира Стоянова. Примадонна исполнила несколько арий из опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в сопровождении оркестра московского театра «Геликон-опера», за дирижерским пультом стоял народный артист России Александр Сладковский. Во второй части концерта выступал пианист-виртуоз Денис Мацуев. Он исполнил Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

В последующие дни в концертах фестиваля примут участие Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета, артисты Московской областной филармонии, Максим Дунаевский, Лариса Долина, Дмитрий Харатьян. Впервые гостем фестиваля станет скрипач-виртуоз с мировым именем из Санкт-Петербурга Сергей Стадлер, который выступит совместно с Государственным академическим симфоническим оркестром из Северной столицы.

«Фестиваль стал уже традиционным, и мы стараемся. Спасибо всем нашим звездам за то, что они смогли показать свой талант, приезжая сюда. Мы ни разу не получили отказа. Это, я так понимаю, уважение, дань великому гению Чайковскому», — сказал журналистам Андрей Воробьев.

Гостей фестиваля встречали вельможные дамы и господа. Фото: Кирилл Искольдский

«Души неопытной волненья...»

Красимира Стоянова хорошо известна европейской публике, в этом сезоне она выступала в театре Ла Скала, исполняла заглавную партию в опере «Аида» в Метрополитен-опере, а сюда, в Клин, прилетела из Вены, где 11 и 15 июня солирует в спектаклях. Однако в Клину она была впервые и, несмотря на всю свою мировую славу, очень волновалась. В коротком интервью корреспонденту «МК» прима призналась, что петь в доме Чайковского для нее большая честь.

— Быть здесь, дышать этим воздухом, прикасаться к вещам, нотам гения, видеть его пометки — это ни с чем не сравнимый восторг. Русская культура — лучшая часть мировой культуры. У фестиваля в Клину огромный потенциал. Здесь дух Чайковского, здесь природа, которую он так любил. В Клину может быть ничуть не хуже, чем в Зальцбурге, куда ежегодно съезжается вся музыкальная элита.

— Вы уже выступали с оркестром театра «Геликон-опера»?

— Нет, это был дебют.

— Но мы репетировали, — вступает в беседу художественный руководитель театра и один из идейных вдохновителей музыкального фестиваля им. Чайковского Дмитрий Бертман.

— Да, по телефону, — смеется примадонна. — На самом деле репетиция была только одна перед началом концерта. Но для профессионалов этого достаточно. Главное не забывать, что на первом месте Чайковский, и следовать его указаниям. Мы лишь его слуги, рабы. Наша задача — разгадать мысль композитора и донести ее до зрителей.

— Трудно петь на открытом воздухе?

— О да! — в один голос говорят Красимира и Дмитрий и тут же вместе добавляют: — Но как это прекрасно!

Впервые на клинской сцене – Красимира Стоянова, солистка Венской оперы. Фото: Кирилл Искольдский

Кстати, о природе и погоде – для культуры, оказывается, это тоже очень важные понятия.

«В этом году в России отмечается Год экологии, в культуре экология - это определенное понятие, безусловное, чистое. Это то, что к Чайковскому относится напрямую. Нынешний фестиваль Чайковского будет экологичным, там будет все самое лучшее», -- сказала в день открытия музыкального фестиваля советник губернатора Подмосковья по культуре Нармин Ширалиева.

А еще Нармин считает, что все мы стали свидетелями исторического события – зарождения новой культурной традиции в Подмосковье.

«Здесь происходит историческое событие, и мы все его свидетели. С этим ощущением, я думаю, мы будем двигаться вперед, и наш фестиваль будет жить и развиваться», – сказала она.

Непогода отступила

«Пока ехал из Москвы в Клин, весь изнервничался, — признается Бертман. — Прогноз ужасный, сплошные дожди. Думаю, вдруг Красимира скажет: не буду петь в такую погоду!».

Но за полчаса до начала концерта произошло чудо: дождь прекратился и даже выглянуло солнце. «Это Чайковский нам помог, — то ли в шутку, то ли всерьез говорит режиссер. — А вообще небо любит музыку. Сколько раз мы выступали с театром на открытых площадках, каждый раз природа к нам благоволила».

Слова «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была» знают все, даже те, кто ни разу в жизни не был в опере. Ведь они принадлежат Пушкину, а он, как и Чайковский, — это наше национальное достояние, наш бренд. Но одно дело слушать арию Татьяны из оперы «Евгений Онегин» в записи, по радио или же в концертном зале. И совсем другое — когда сцена под открытым небом. Когда зрительный зал — это старинный парк рядом с домом композитора, где все пропитано его духом. А вместо театральных декораций выступает сама русская природа.

Свет северной вечерней зари какой-то призрачный, идеальный. Вековые деревья — возможные свидетели прогулок музыкального гения. Соловьиные трели, которые неожиданно решили поспорить с лучшим сопрано Европы. Все это в сочетании с музыкой Чайковского создало какое-то непередаваемое словами волшебство — эффект полного погружения в музыку.

Несмотря на холодное лето, в этом году организаторы музыкального фестиваля в Клину почти в два раза увеличили количество зрительных мест — и не прогадали. Почти все билеты были распроданы за две недели до начала фестиваля. Но по секрету скажу, что на «Пиковую даму» и на детские представления кое-какие билеты остались. Поспешите: электронные билеты можно приобрести на сайте Музея-заповедника Чайковского в Клину.

Что особенно радует, на открытии фестиваля было очень много родителей с детьми. Многие местные, клинские, но были также семьи из Москвы, Твери и даже туристы из других регионов России, например из Калмыкии и Чебоксар. А рядом со мной сидела местная жительница с двумя внуками. Саша и Миша учатся в музыкальной школе, может, поэтому слушали оперные арии и фортепианный концерт совсем по-взрослому, не шелохнувшись, хотя вечером в такую не по-летнему холодную погоду даже взрослым было непросто.

«Для детей в этом году мы придумали отдельную дневную программу. Кстати, все детские спектакли будут проходить в закрытом концертном зале, так что никто не замерзнет», — рассказала «МК» министр культуры Подмосковья Оксана Косарева. — А еще мы приготовили для зрителей сюрприз – самые преданные и активные смогут принять участие в качестве жюри на конкурсе молодых исполнителей, который также состоится в Клину».

Афиша фестиваля

Мероприятия фестиваля в этом году проходят на двух площадках. Большая сцена расположена прямо в парке — здесь около 1200 сидячих мест, а вообще зрительный зал — это вся территория усадьбы: садись где хочешь и слушай. Еще одно новшество — два больших экрана по бокам от сцены, поэтому все, что происходит на ней, отлично видно даже без бинокля из любого уголка парка. Про звук и говорить нечего — акустика великолепная, слышно на километры вокруг.

На случай дождя предусмотрена бесплатная раздача непромокаемых плащей для зрителей. Вторая площадка — малая — зал на 289 мест в концертом зале Музея Чайковского. Проходящий тут концерт транслируется на двух огромных мониторах — на Советской площади и около молодежного центра «Стекольный», так что его тоже могут видеть все, а не только те, кто купил билет.

«Наш город с каждым годом меняется к лучшему, люди уже ждут наступления фестиваля, и мы к нему тоже готовимся, — рассказывает глава Клинского района Алена Сокольская. — Отремонтировали вокзал и привокзальную площадь, ведь это визитная карточка города. Кстати, концерты идут в усадьбе Чайковского не только в дни фестиваля, а каждые выходные. И люди стали приезжать к нам целыми семьями на 2–3 дня — это очень хорошо в целом для города, для его экономики».

Действительно, Клин меняется, прихорашивается, здесь появляются новые гостиницы, кафе, очень симпатичные магазинчики сувениров. И хотя в этом году ему исполняется аж целых 700 лет, город выглядит современно, по-европейски, так что сравнение с австрийским Зальцбургом — со знаменитой музыкальной Меккой Европы — совсем не выглядит притянутым за уши. Может, и впрямь у нас в России будет своя музыкальная столица?

Два часа гала-концерта пролетели незаметно. Вот уже затихают последние аккорды Первого концерта Чайковского в исполнении виртуоза Дениса Мацуева и оркестра «Геликон-оперы», их сменяют нескончаемые аплодисменты: зрители не спешат расходиться, хотя многие из них купили билеты на все дни фестиваля. И это объяснимо: здесь будут выступать звезды мировой величины. Например, помимо чисто музыкальной программы организаторы подготовили еще и спектакли, где музыка и драма связаны воедино. Так, выступят Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета и Константин Хабенский, артисты Московской областной филармонии, Максим Дунаевский, Лариса Долина, Дмитрий Харатьян. А Чулпан Хаматова и Вероника Кожухарова представят программу «Час, когда в души идешь, как в руки».

16 июня зрители увидят оперу Чайковского «Пиковая дама» в исполнении «Геликон-оперы», а 17 июня им покажут спектакль «Фантастическая Кармен» в версии Юрия Башмета. Закроется фестиваль 18 июня конкурсом молодых певцов.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах