— Дмитрий Владимирович, в Московской области реализуется программа комплексного благоустройства дворовых территорий. Кем формируются адресные списки и какую роль в этом играют жители?
— Можно сказать, что по части благоустройства наш регион находится на «передовой» России… Мы ищем принципиально новые подходы к формированию комфорта наших граждан. На инвестиционном форуме в Сочи замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрей Чибис отметил, что Подмосковье является одним из регионов-доноров, предлагающих решения по благоустройству и ЖКХ, которые становятся примером для всей страны. Обязательные стандарты комплексного благоустройства дворовых территорий, разработанные в нашем регионе, вошли в «Магазин верных решений» Агентства стратегических инициатив. И стали образцом для распространения этого опыта в других субъектах Федерации. Важно, что за счет комплексного благоустройства повышается инвестиционная привлекательность Подмосковья.
— Когда вы взялись за эту тему?
— В 2014 году принят соответствующий закон, который установил минимальный обязательный уровень комфортной среды для каждого жителя. В нем мы одними из первых в России разработали обязательные требования к комплексному благоустройству. Муниципальные образования, учитывая географические, исторические, климатические и культурные особенности, формируют программы благоустройства, отражающие реальные потребности жителей.
По поручению Андрея Воробьева мы ежегодно обеспечиваем комплексное благоустройство не менее 10% дворовых территорий — порядка полутора тысяч. Комплексность заключается в том, что каждая дворовая территория должна быть оснащена шестью элементами благоустройства: современной и безопасной детской игровой площадкой, удобной парковкой, зелеными насаждениями, освещением, информационным стендом и контейнерной площадкой для мусора.
Адресные перечни выносятся на общественные обсуждения, в них участвуют председатели советов многоквартирных домов, члены общественных экспертных советов, организаций и активные граждане. Курирует данный процесс региональное министерство ЖКХ.
Мы настаиваем на том, чтобы общественное обсуждение проводилось не по формальному принципу, «для галочки», а возникала активная дискуссия. Определяющую роль здесь играет Ассоциация председателей советов многоквартирных домов, которая представляет интересы жителей, а также контролирует качество выполненных работ.
Мы стараемся синхронизировать проведение всех видов ремонта и благоустройства. Если дом попадает в программу капремонта — добиваемся, чтобы он также вошел в программу софинансирования ремонта подъездов, в план благоустройства дворовых территорий, чтобы к нему были отремонтированы подъездные пути, модернизировано уличное освещение.
— На нынешний год, наверное, тоже поставлены задачи?
— В 2017 году область участвует в федеральном проекте Минстроя «Формирование комфортной городской среды». Проект предусматривает комплекс мероприятий по благоустройству дворовых территорий и общественных зон: скверов, парков, набережных, площадей и т.д. Планируется софинансирование из федерального бюджета — в 2017 году Подмосковье получит 1,7 млрд рублей субсидий.
Программа рассчитана до 2022 года. Перечень муниципалитетов, а также список объектов формируются правительством Московской области. Список объектов обсуждается с общественностью, представителями заинтересованных организаций и предприятий.
— Еще не все знают, что такое Ассоциация председателей советов МКД...
— Основные задачи Ассоциации — защита прав собственников жилья, она уполномочена вести диалог с органами власти от лица собственников, доносить до надзорных органов проблемы и потребности жителей.
В Ассоциацию входят руководители советов многоквартирных домов — в области подобные советы созданы почти в 70% — это порядка 30 тысяч. Мы стремимся охватить ими 100% наших многоквартирных жилых домов.
Председатели и активисты советов участвуют во всех мероприятиях, связанных с содержанием, ремонтом и благоустройством дома и двора. К примеру, в Московской области подпись представителя совета МКД обязательна при приемке работ по капитальному и текущему ремонту дома, при утверждении акта о готовности к отопительному периоду.
— Но как учитывается голос простого жителя? Ведь «затащить» людей на собрание, допустим, подъезда — задача нерешаемая!
— Согласен, очные голосования собственников проводить сложно: у жильцов разные режимы работы, их сложно оповестить. Для выявления объективного мнения Ассоциацией активно развиваются интерактивные сервисы. Уже сейчас через интернет-сайты можно принять участие в голосовании по оценке аварийно-диспетчерской службы конкретного дома, направить жалобу, подать заявление на вступление в Ассоциацию и даже инициировать создание муниципального отделения Ассоциации.
— Как включить двор в план комплексного благоустройства?
— С ноября 2016 года у нас действует удобная интернет-платформа «Меняем дворы Подмосковья» (menyaemdvory.ru), разработанная при активном содействии региональной Ассоциации председателей советов МКД. Этот сайт стал информационным центром по реализации программ благоустройства.
Портал предлагает трехшаговую систему по изменению дворовых территорий. На первом этапе жители не позднее 31 декабря могут направить в администрацию муниципального образования свое обращение — нажав на специальную кнопку. На следующем этапе — принять участие в обсуждении плана работ и подписать акт согласования мероприятий. На третьем этапе жителям предлагается контролировать выполнение работ и участвовать в подписании акта о завершении комплексного благоустройства дворовой территории.
Кроме того, на «Портале государственных и муниципальных услуг Московской области» запускается голосование по комплексному благоустройству дворовых территорий, в рамках которого жители дворов, включенных в программу, смогут голосовать за те или иные элементы благоустройства — к примеру, определить место расположения контейнерной площадки.
— В области активно реализуется программа установки детских игровых площадок. Могут ли жители повлиять на эту программу?
— За четыре года установлено и модернизировано почти 4 тысячи детских площадок. Из них 319 — в рамках губернаторской программы, остальные — по муниципальным программам. Еще более 1300 площадок планируется построить и отремонтировать в нынешнем году.
Перечни детских площадок формируются по тому же принципу, что и комплексное благоустройство.
Жителям на выбор предлагают несколько вариантов — в зависимости от того, дети какого возраста проживают. Так, если во дворе много малышей, люди предпочитают качели, песочницы, горки. Если дети постарше — родители просят спортивные площадки и площадки для воркаута. Также жители сами выбирают тему оформления объектов — в 2016 году это были морская и космическая тематика, «дорожное движение».
— Больной вопрос, вызывающий дебаты, — капитальный ремонт. Насколько публичен процесс формирования планов капремонта?
— В Московской области действует самая обширная программа капремонта в России. Она рассчитана на 25 лет и включает порядка 45 тысяч домов. За прошлый год было отремонтировано 3148 многоквартирных домов, в 2017 году планируем такой же объем. В 2016 году было модернизировано порядка 1600 лифтов, план на 2017 год — не менее 2000.
— А как попасть в эту программу?
— Сначала проводится заседание совета дома, где жители принимают решение о необходимости ремонта. Затем направляется обращение в муниципальную администрацию, где принимается окончательное решение.
Отмечу, что все работы проводятся под непосредственным контролем собственников жилья. Акт приемки работ согласовывает председатель совета дома.
Максимальный уровень публичности хода капремонта подчеркивает тот факт, что региональный Фонд капитального ремонта занял лидирующую строчку рейтинга информационной открытости среди регионов России, составленного национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-Контроль». Кстати, Московская область — единственный регион, который публично раскрыл тарифы на все виды работ по капитальному ремонту.
На сайте Фонда с 2016 года действует интерактивная карта, где отображается вся детальная информация: включен ли дом в программу капремонта, дата его постройки, этажность, количество квартир, общая и жилая площадь, объем выполняемых работ, сумма затрат на ремонт, подрядная организация, а также контакты регионального органа технического надзора.
— Что вы можете сказать о стартовавшей в этом году масштабной программе по софинансированию ремонта подъездов?
— Действительно, в этом году по поручению губернатора начата программа по софинансированию ремонта подъездов. Уже в ближайшие два-три года каждый подъезд должен быть приведен к нормативному состоянию. В 2017 году планируется отремонтировать 32 тысячи подъездов, затраты составят 5,9 млрд рублей. Из этой суммы 30% (1,7 млрд) составят субсидии областного бюджета. Еще 17,5% — средства муниципалитетов. 47,5% оплачивают управляющие компании. И не более 5% — жители.
При этом подъезды не будут включаться в программу без согласования с собственниками жилья, а также с Ассоциацией председателей советов МКД и Госжилинспекцией.
Алгоритм новой программы нами опробован в 2016 году в пяти пилотных муниципалитетах. Приемку проводили в том числе советы многоквартирных домов и были удовлетворены результатом.
— В нашей редакционной почте много писем от жителей региона — их волнуют вопросы оплаты услуг ЖКХ. Что-то меняется к лучшему в этом направлении?
— Мы постоянно расширяем перечень возможных способов оплаты услуг ЖКХ, делаем эту процедуру более быстрой и комфортной. В ближайшее время жители Подмосковья смогут получать полные сведения об услугах ЖКХ своего дома, района и города на портале DOM.MOSREG.RU, внедряемом совместно с компанией «Ростелеком». Это сайт Единой информационно-аналитической системы ЖКХ Московской области. Он станет единой информационной платформой как для жителей Подмосковья, так и для чиновников и коммунальщиков. Любой житель в несколько «кликов» сможет посмотреть объем потребленных услуг, проверить правильность начислений.
В Московской области продолжается внедрение МосОблЕИРЦ — это единый информационно-расчетный центр услуг ЖКХ. Он создан в 2013 году для организации сбора средств и дальнейшего расщепления платежей в сфере ЖКХ. На данный момент центр обслуживает около 2 миллионов лицевых счетов в 56 муниципальных образованиях. До конца года этот показатель должен составить 2,4 миллиона лицевых счетов. Ведется большая работа по совершенствованию биллинговой системы, выверке базы лицевых счетов, разработке и внедрению дистанционных сервисов.
Важнейшее преимущество МосОблЕИРЦ — клиентоориентированность. МосОблЕИРЦ обслуживает посетителей в современных оборудованных офисах, оснащенных терминалами «электронной очереди». Прием по принципу «одного окна». Функционирует шесть тысяч точек приема платежей — отделения «Почты России», ключевые банки, терминалы экспресс-оплаты. Большинство вопросов можно решить без посещения офиса — работает бесплатная «горячая линия», интернет-сайт с «личным кабинетом», мобильные приложения. На сайте возможно оплатить платежный документ даже без регистрации. Также можно получить ответ через аккаунты МосОблЕИРЦ в социальных сетях. Управляющие компании Подмосковья, самостоятельно собирающие платежи, такими сервисами не обладают.
— Еще одна программа, очень актуальная для региона, — «Удобная парковка». Как здесь учитывается мнение жителей?
— Это масштабный областной проект, предполагающий комплекс мер по строительству многоуровневых и подземных паркингов, созданию «парковочных карманов» на дорогах, обустройству новых парковочных мест во дворах.
Одна из наиболее волнующих жителей проблем — парковка в неположенных местах, на детских или спортивных площадках, на газонах. Жители могут оперативно сообщить о таких нарушениях с помощью портала «Добродел», а скоро — и с помощью интернет-проекта «Народный инспектор», который сейчас внедряется. В тех дворах, по которым таких обращений поступает больше всего, при комплексном благоустройстве в приоритете расширение парковочного пространства. Там же, где жители считают, что парковочных мест достаточно, приоритет отдается детским площадкам или, к примеру, озеленению.
— Также в этом году в Подмосковье стартовал проект «Светлый город». Какие проблемы он решает?
— Программа «Светлый город», инициированная губернатором, позволит снять остроту проблем наружного освещения. Планируется установить и модернизировать в общей сложности не менее 40 тысяч точек наружного освещения. Светильники разместят вдоль региональных и муниципальных дорог, в проездах и во дворах, на социально значимых объектах. До нормативного уровня освещения мы доведем около 300 км дорожного полотна. Темпы строительства новых линий освещения будут увеличены в 2 раза.
В каждом муниципальном образовании формируется годовая «дорожная карта» по реализации проекта «Светлый город» на основании обращений жителей, поступивших через портал «Добродел». Модернизируем и устанавливаем точки освещения там, где в этом есть необходимость: маршруты, по которым школьники возвращаются домой, аварийные участки в населенных пунктах, места отдыха и досуга людей — парки, скверы, прогулочные зоны.
И этот проект максимально открыт и прозрачен — на «Доброделе» размещаются адресные перечни установки новых фонарей с разбивкой по муниципалитетам (http://vmeste.mosreg.ru/Fonari). Раз в полгода, опираясь на мнение жителей, «дорожные карты» будут обновляться.
■ ■ ■
Нужно сказать, что концепция развития городской среды, разработанная региональным министерством ЖКХ, вмещает в себя целых 23 раздела. Тут вам и благоустройство дворов, и текущий ремонт подъездов, и проект «Светлый город»... Программа охватывает наш быт со всех сторон, обобщает все детали, благодаря которым наша с вами жизнь становится комфортной.
И если подробно в нее углубиться, у непосвященного человека голова кругом пойдет. Требования к детским площадкам, парковочным местам, контейнерным сборникам, озеленению... В частности, какой высоты и ширины должны быть скамеечки для отдыха, какие растения должны произрастать в наших подмосковных дворах: вертикальные, трельяж и шпалеры (вьющиеся) или перголы — конструкции, создающие зеленый тоннель.
Понятно, отчего федеральные власти считают сегодня Московскую область лидером и призывают равняться на нее.