Как говорят, причиной принятия последнего закона стали внутренние разногласия между транспортными ведомствами двух регионов. Москва предложила области перейти на желтый цвет, а область — на белый.
«Законопроект лоббировал областной Минтранс, и сейчас в придачу к цветовому ограничению еще и хотят заставить прикрепить ко всем областным такси желтую светоотражающую полоску и серую. Ладно светоотражатель. Но у серой-то какой смысл?!» — возмущаются таксисты.
«Областные депутаты не подумали о том, что область — это далеко не Москва. Большая часть таксистов «бомбят» на своих авто, брать в аренду у таксопарка очень дорого, да и не везде таксопарки вообще есть, нередко это единственное в семье транспортное средство, кормилец, какой-нибудь старенький «жигуленок» лохматого года выпуска. Вкладывать в него деньги, менять колор — огромные и бессмысленные траты, они никогда не окупятся», — объясняет Олег Амосов, председатель Всероссийского движения «Форум такси».
Зарплата у региональщиков — 20–30 тысяч рублей в месяц. Так как средняя поездка по любому подмосковному городу, не выезжая за его пределы, стоит меньше ста рублей — это вам не московские расстояния и пробки. Из этих сумм еще и платятся налоги. «Таким решением, мы считаем, людей просто вынуждают возвращаться к привычным некогда серым схемам, — продолжает Олег Амосов. — Многие просто перестанут платить налоги вообще».
Однако совсем другой видится ситуация в комментарии к возникшей проблеме депутата МОД Игоря Жигарева, который он дал «МК» по телефону: «Нет никакой проблемы. Как и нет никакой нагрузки на бизнес. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы привести нашу транспортную систему Подмосковья в единообразие. У Мострансавто существует корпоративный цвет: белый с серой полосой внизу. Белый и серый цвет — самые с экономической точки зрения дешевые. Почему мы добавили желтую светоотражающую полосу? Это нужно с точки зрения безопасности. Те участники рынка, которые сегодня занимаются легальными перевозками, те же такси, вовсе не обязаны бежать и прямо с завтрашнего дня наносить серую полосу вместе с желтой вдоль борта машины. Законопроект возник не вчера — мы достаточно долго разрабатывали его совместно с Минтрансом, чтобы организовать переходный период для бизнеса — он составит пять лет. Кроме того, вводимые правила по окрасу автомобиля применяются исключительно для новых авто».
120 000 разрешений выдано индивидуальным предпринимателям МО, чтобы работать таксистами. В столице эта цифра чуть не в два раза меньше — всего 70 000. Остальное — коммерческие таксопарки, которым проще либо сдавать свои машины в аренду, либо закупить новые. Для погашения части лизинговых платежей и развития таксомоторного бизнеса власти Москвы даже выделяют специальные субсидии в сотни миллионов рублей. А в Подмосковье пока не во всех городах даже есть свои автопарки.
«Очень часто начинают критиковать форму, не ознакомившись с содержанием, ругают нововведения, не изучив его со всех сторон, — говорит Сергей Пахомов, депутат Госдумы. — Еще раз уточню: новый закон не заставляет никого сегодня перекрашивать машины, новый транспорт для перевозчиков станет дешевле, а переход на единую цветовую гамму займет пять лет. За этот срок пробег будет такой, что проще будет новую машину покупать, потому что в эту просто опасно будет сажать пассажиров. Насколько мне известно, основное недовольство таксистов и отдельных коллег по Госдуме связано с пересечением МКАД в ту или иную сторону, где действуют свои требования. Уверен, этот вопрос этот тоже можно решить, например, привязав цветовые обязательства к региону, где выдана первая лицензия на перевозку. Те, кто привык обходить закон, как-то хитрить, все равно будут недовольны наведением порядка, который в таксомоторных перевозках сегодня крайне необходим».