Система «Платон» худо-бедно работает уже 13 месяцев, но солидная часть прибыли за нее по-прежнему достается не государству, а частным инвесторам — структурам, подведомственным олигарху Ротенбергу.
В самом же министерстве транспорта РФ альтруистически уверяют, что проект был создан не ради денег, а исключительно «для оптимизации транспортных потоков в дорожных артериях России».
Дальнобойщики устраивали пикеты, ходили «улитками» по МКАДу, месяцами жили в лагере протеста в Химках. Но ничего не помогло, Конституционный суд России признал законность «Платона». Президент безмолвствовал.
Сами же дальнобойщики за это время поделились на две части: большевиков и меньшевиков. Большевики — «Объединение перевозчиков России» — радикалисты. Они говорят, что бесполезно ждать милостыней от государства и доказать свою правоту можно только активными действиями. Пару дней назад члены ОПР попробовали снова организовать пикет всего из двух машин в районе Химок, где всю прошлую зиму было их лежбище, но их повязали. 14 человек было задержано, через сутки мужиков отпустили и выписали штраф — тысячу рублей. В пересчете на «платоно-километры» — столько стоят 666 километров пути.
Меньшевики — ассоциация «Дальнобойщик» — верят, что с властью можно наладить конструктивный экономический диалог. Их последняя встреча, проходившая во вторник, 6 декабря, в одном из презентабельных отелей в центре Москвы, тому подтверждение.
Солидные интерьеры, девушки на ресепшн. Я решила, что попала не туда — как в таком респектабельном месте могут собраться протестующие дальнобойщики? Но, увидев работягу в кожаной куртке, который уверенно потопал к сверкающим лифтам, отправилась за ним. И не ошиблась.
Протестующие говорили о многом. О том, что нельзя было так огульно перенимать европейский опыт, а именно на него ссылались создатели «Платона», — в Европе другие дороги (а уж с нашими дураками никто не сравнится), импортные дороги рядом с нашими и близко не стояли, там такая логистика, что нам и не снилась. «Еще мы подозреваем, что введение «Платона» было лишь первой ласточкой, — пугают дальнобойщики. — Это дело ближайшего будущего — брать плату за проезд по дорогам не только с коммерческих перевозчиков, но и вообще со всех машин. Все идет к постепенной приватизации дорожной инфраструктуры».
«Лично у меня к Ротенбергам претензий меньше всего, — отмел большую часть вопросов Валерий Войтко, координатор движения. — Никто бы на их месте не отказался взымать деньги с населения при таких шоколадных условиях».
Примерно 60–70 процентов дальнобойщиков, несмотря на все угрозы — а власти закупили более двухсот рамок, призванных контролировать наличие считывающего устройства и через которые большие машины станут въезжать в Москву, — плевать хотели на «Платон» и работают «по-серому», иначе им не прокормить свои семьи, зарплата в этой отрасли упала до 15–30 тысяч рублей чистой прибыли. Остальное идет на штрафы и взятки.
Илья Шаблинский, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека:
«Была встреча с первым замом главы Администрации Президента Сергеем Кириенко. Она прошла очень живо. В том числе был задан вопрос и о дальнобойщиках — в частности, будут ли повышать с января тарифы. Нам было отвечено, что спешить не надо — пока что проблема обсуждается и окончательное решение все еще не принято».