Хронология беды
Леса в Подмосковье носят прежде всего защитный характер. Они принимают на себя огромную антропогенную нагрузку: недаром зеленый пояс вокруг Москвы называют еще ее зелеными легкими.
Вместе с тем именно потому, что лесозаготовки в Московской области в промышленных масштабах не ведутся, а арендаторы лесных участков используют их в основном для рекреационных целей, никто в последние годы не проводил масштабного обновления лесного фонда региона, не занимался лесовосстановлением. Ну, растет себе лес и хорошо, а то, что нужно чистить его от больных, сухостойных деревьев, разбирать ветровалы, — этой проблемой озаботились совсем недавно. Только 3–4 года назад, когда Московская область получила свои леса из Рослесхоза назад и смогла взять их на свой баланс.
«Причиной массовой вспышки короеда-типографа явились засуха 2010 года, ветровалы, лесные пожары и старение ельников, которые в первую очередь испытывают интенсивную антропогенную нагрузку, — рассказывает заместитель руководителя Комитета лесного хозяйства Московской области Рустам Рзаев. — По результатам лесопатологического обследования, на территории области выявлены поврежденные короедом-типографом насаждения на площади около 74 тыс. га, все эти участки требуют проведения сплошных санитарных рубок».
Рубить нельзя помиловать
Подмосковье, несмотря на все экологические катастрофы (пожары, эпидемии вредителей, а также массовое жилищное строительство, под которое также уничтожаются лесные угодья), все равно остается одним самых зеленых регионов страны. Леса занимают почти половину территории области, их площадь в 2 раза превышает площадь пахотных земель. И чтобы сохранить это зеленое богатство, нужно принимать экстренные меры. Специалисты в области лесоводства считают, что самой действенной мерой в данной ситуации являются сплошные санитарные рубки.
Конечно, этот метод вызывает много споров среди защитников леса. Всегда ли следует проводить сплошные санитарные рубки леса? Многие экологи говорят, что это делается не столько для очистки леса, сколько в интересах компаний-лесозаготовителей. Поэтому жители близлежащих сел и деревень порой пытаются встать живым щитом на пути лесорубов. Но лесопатологи утверждают, что иначе действовать сейчас нельзя. Во время эпидемии короеда, когда поражены такие большие площади лесного фонда, нужны кардинальные меры борьбы.
«Леса переданы в ведение Московской области совсем недавно, — говорит депутат Госдумы Владимир Кононов. — Прошло буквально три года. И те проблемы, что возникли, в частности, с эпидемией жука-короеда, копились десятилетиями. Но я считаю, Подмосковью выпала уникальная возможность кардинально изменить политику лесного хозяйства. Сегодня мы практически применяем хирургические методы лечения, те же сплошные санитарные рубки, потому что время профилактики и терапии мы потеряли лет 20–30 тому назад. Но у нас есть уникальный шанс, по крайней мере на новых участках, где сейчас идут посадки саженцев, сделать все так, чтобы подмосковные леса были устойчивее к болезням, пожарам, вредителям».
«К началу 2016 года вырубка пораженного эпидемией леса была произведена на 40 тыс. га, — рассказывает Рзаев. — В 2016-м мы планируем очистить еще 9 тыс. га зараженного леса, что в общей сложности составит 49 тыс. га, или 66% от всей пораженной площади. К 2019 году планируется завершить санитарные рубки, а на следующий год — в 2020-м — завершить лесовосстановление на пораженных эпидемией площадях. Дело в том, что по технологии производить посадки молодого леса можно в течение двух лет после того, как будут вырублены больные и мертвые деревья, сначала необходимо очистить площадку от порубочных остатков и подготовить почву для посадки».
«Лес Победы»
Но вырубить зараженные жуком-короедом деревья — всего лишь полдела. Главное — посадить на их место новые. И тут без помощи жителей не обойтись. Период посадки леса в Подмосковье длится недолго: весной, в апреле-мае, и осенью, в сентябре — начале октября. Именно поэтому такое большое значение приобретают массовые акции, ставшие уже традиционными. Осенняя — «Наш лес. Посади свое дерево». И весенняя — «Лес Победы».
Массовые акции, естественно, не могут заменить работу профессионалов, такой задачи и не стоит, достаточно сравнить масштабы посадок. Эти мероприятия больше нацелены на воспитание у людей бережного отношения к лесу. Например, в акции «Лес Победы», состоявшейся 14 мая 2016 года, приняли участие свыше 74 тыс. жителей Подмосковья. В ее ходе новый лес был посажен на 1129 участках лесного фонда общей площадью 321,85 га. А всего за весенний этап посадки деревьев Комитет лесного хозяйства высадил молодые деревья на площади свыше 6,3 тыс. га. Это рекордная цифра. Всего же в 2016 году запланировано провести лесовосстановление на площади свыше 11 тыс. га. Таким образом, в 2016 году объем посадок впервые за все годы ликвидации последствий эпидемии превысит объем санитарных рубок.
«От нашествия жука-короеда и из-за пожаров пострадало 74 тысячи гектаров подмосковного леса, еще недавно такой ущерб мог показаться невосполнимым, — говорит Елена Серова, уполномоченный по экологии в Подмосковье. — Но сегодня картина меняется. Губернатор Московской области Андрей Воробьев поставил задачу восстановить пострадавший лес. Теперь на месте зараженных деревьев ежегодно появляются молодые саженцы. Уже удалось восстановить леса на более чем трети пораженной площади (37%). И темпы все время растут, в 2016 году будет посажено еще 11 тысяч гектаров молодого леса. Отрадно, что жители вносят большой вклад в это большое и важное дело. Многие люди охотно принимают участие в областных акциях по посадке леса. Весной этого года во время акции «Лес Победы» в Подмосковье появилось более 1,3 миллиона новых деревьев. В сентябре пройдет еще одна акция — «Наш лес. Посади свое дерево». В ходе нее планируется засадить 330 гектаров лесных участков».
Сказать, что все проблемы с подмосковным лесом решены, — значит, покривить душой. Слишком это сложная задача — восстановить лес в такие короткие сроки да еще на такой огромной территории, по площади сравнимой с небольшим европейским государством.
Также много дискуссий сейчас идет в профессиональной сфере, например, какие именно леса нужно сажать вместо уничтоженных. Некоторые эксперты обеспокоены тем, что область опять делает ставку на хвойные культуры, такие как ель и сосна. Поэтому есть опасность через 20–30 лет получить новую вспышку эпидемии насекомых-вредителей.
Дело в том, что ель и сосна являются для Подмосковья лесообразующими породами. Они лучше всего подходят для наших бедных почв и климата. Тем не менее лесовосстановители стараются отходить от монокультурных посадок: хвойные породы разбавляют березой, дубом, местами липой.
Есть еще один момент, который постоянно обсуждается в прессе и блогосфере. Он касается темпов санитарных рубок и посадок леса. Первые значительно опережают вторые, и это беспокоит людей. Многие боятся, что на вырубках начнется какое-нибудь строительство.
«Лесовосстановление пройдет в обязательном порядке и в необходимых объемах на всех пораженных территориях, — заверяет Рустам Рзаев. — Нельзя напрямую соотносить темпы рубок и посадок, потому что по технологии новые деревья на вырубленных площадях необходимо посадить в течение двух лет. То есть сначала надо вырубить, затем очистить площадку от порубочных остатков, удобрить почву и только потом производить посадки. Кстати, далеко не везде объемы рубок опережают площади посадок деревьев. Например, в Одинцовском районе рубки произведены на площади 502 га, а посадки — на 876 га, в Можайском районе: рубки — на 599 га, посадки — на 787 га.
Сейчас мы активно развиваем собственное питомническое хозяйство. В наших подведомственных организациях работает уже 8 питомников. И в течение трех лет мы намерены полностью обеспечить себя собственным посадочным материалом. Ресурсы для достижения этих целей у нас есть. В этом году были проведены посевы на площади 16,5 га, то есть через 2–3 года (в зависимости от сроков выращивания сеянцев, сосна — 2 года, ель — 3 года) мы получим примерно 24 млн сеянцев».
У работников лесного хозяйства Подмосковья есть повод для оптимизма. По объему искусственного восстановления леса Подмосковье в прошлом году вышло на второе место среди всех субъектов Центрального федерального округа. Впереди только Тверская область. Но сейчас перед ними стоит более сложная задача — к 2020 году полностью возместить утраченные из-за эпидемии жука-короеда и пожаров леса. То есть менее чем через четыре года на месте погибших деревьев в Московской области будет расти молодой и здоровый лес.