Забытый городок
Город-призрак — так называют местные жители свой поселок на 11 домов, расположенный примерно в 20 км от Москвы по Новорижскому шоссе. Казалось бы, ближнее Подмосковье, Одинцовский район — местечко весьма престижное: хорошие дороги, сосновый бор, речка… Живи, наслаждайся. Только вот наслаждаться жизнью за городом у жителей этого поселения уже давно не получается. Ситуация обострилась в конце лета прошлого года, когда люди лишились управляющей компании. В результате все это время из дворов элементарно некому вывозить мусор, чистить от снега дороги и делать в домах текущий ремонт.
В этом поселке, который в народе называют «Фуньково», проживает сейчас почти 1 тысяча человек, большинство из которых военные и члены их семей, а также ветераны боевых действий.
…Заезжая в городок, я почему-то представляла там огромные сугробы, через которые мне придется пролезать во дворах. Но, как оказалось, все дороги, в том числе подъезды к домам, почищены, территория убрана. На месте меня встретил местный пенсионер-активист, бывший депутат совета депутатов Ершовского сельского поселения Сергей Вовк.
— Кто у вас чистит снег, если нет дворников? — первое, что спросила я у него при встрече. — Ведь такой сильный снегопад был на днях.
— Местные жители берут в руки лопаты и чистят дворы, — спокойно ответил он и повел меня на экскурсию к серым неприглядным кирпичным пятиэтажкам.
Сразу у нескольких подъездов я заметила перевернутые урны, обмотанные скотчем. Как оказалось, это тоже инициатива местных жителей. Поскольку убирать мусор из урн все равно некому, народ организовал неподалеку в гаражах свалку, и теперь все дружно выносят туда отходы жизнедеятельности.
— Вывозят из поселка мусор несколько раз в неделю по распоряжению администрации поселения Ершовского, расположенного неподалеку, — пояснил Сергей Кирьянович, пока мы «любовались» помойкой.
На самом деле мусор и снег — это далеко не единственные и даже не первоочередные проблемы, которые надо решать. Например, не так давно в поселке прорвало трубу, из-за чего в нескольких домах на 4–5-х этажах у людей вообще нет воды. Починить трубопровод некому.
Привыкли местные жители за 20 лет и к другим ограничениям. Городскому жителю сложно поверить, но все эти годы в многоквартирных домах поселка нет (!) горячей воды и газа. В результате многие либо нагревают воду бойлерами, что каждый месяц влетает в копеечку, либо покупают газовые баллоны, что опять же грозит утечкой газа, взрывами и разрушениями.
— 15 лет назад в доме №8 взорвался газовый баллон, 5 человек тогда погибли, — подтверждает Сергей Вовк, указывая на трещину, которая пролегла от первого до пятого этажа. — Фундамент в доме просел, в любой момент стена может рухнуть.
От того, что многие жильцы пользуются электронагревательными приборами, тоже случаются частые замыкания, напряжение скачет. Как результат, в домах то и дело выбивает пробки. А 3 года назад в одном из домов сгорел рубильник. По словам активиста, был такой сильный пожар, что люди выпрыгивали из окон. К счастью, никто серьезно не пострадал.
Кстати, как оказалось, до 1996 года в поселке действовали газгольдерные установки. Их сегодня можно увидеть почти в каждом дворе. Правда, все они заржавели. А раньше, как пояснил Сергей Кирьянович, из них в дома к газовым плитам и водонагревательным колонкам подавался сжиженный газ.
С отоплением в домах тоже не все гладко. До сих пор пятиэтажки здесь отапливают, тоже не поверите, — с помощью угля. На окраине городка стоит маленькая страшная котельная 1960 года постройки, из трубы которой валит черный дым, а весь снег в радиусе 50 метров покрылся толстым слоем сажи. Внутри все еще хуже — такое впечатление, что ты попадаешь в ад: черные стены, черные потолки и полы, а из печей зловеще полыхает огонь.
— В этом году зимой нам еще повезло — работают все пять печей, температура в домах держится более-менее нормальная +18–20 градусов, — говорят местные. — До этого работали только три, две другие были сломаны. Так в морозы мы вообще замерзали, спали дома в одежде.
Еще одна проблема в поселке — отсутствие очистных сооружений. Как оказалось, в аварийном состоянии там находится канализационный коллектор, что приводит к частым затоплениям подвалов жилых домов. Вследствие этого в некоторых квартирах опять же можно увидеть сырые и потемневшие от влаги стены, на которых уже образовалась плесень.
— Все канализационные стоки сбрасываются без очистки в Грибовский канал, а дальше попадают в реку Сторожку, а затем в Москву-реку, — пояснил бывший депутат.
Кстати, один такой ручеек с пахучей мутной жидкостью можно увидеть как раз недалеко от котельной. Зимой, по словам Сергея Вовка, запах от него еще не сильный, все-таки мороз. А вот летом, еще и в жару, вонь тут стоит жуткая. А если ветер начнет дуть в сторону жилых домов, впору надевать противогазы.
Тупик правовой и тупик коммунальный
Почему власти администрации поселения Ершовского не могут навести порядок в поселке? Почему не могут выбрать управляющую компанию для элементарной уборки дворов, подъездов и починки труб? — резонно спросите вы.
По словам главы администрации сельского поселения Ершовского Виктора Бабурина, с 10 августа прошлого года управляющая компания «РУК-Запад», которая ранее обслуживала городок, прекратила управление домами. В ноябре прошлого года местные власти объявили открытый конкурс по выбору управдома, однако заявок ни от кого так и не поступило.
— Буквально 6 февраля в городке прошло очередное собрание собственников, — продолжает руководитель администрации Алексей Бредов. — Взять на себя решение коммунального вопроса поселка хотела другая компания. Все жители порадовались, что хоть кто-то готов у них работать. Однако представители власти по всем вопросам в бланках для голосования поставили галочку «Воздерживаемся». В результате мы оказались в правовом тупике.
Организовать ТСЖ местные жители тоже не могут, опять же потому, что для принятия решения необходимо большинство голосов собственников. Что делать дальше, пока не знает никто.
Интересно, что организации-поставщики, несмотря на отсутствие управдома, все-таки подают в дома электричество, холодную воду и тепло (за счет угольной котельной). А вот брать оплату за ЖКУ с населения напрямую отказываются. В результате люди коммуналку просто не оплачивают.
Кстати, в программу газификации Московской области городок включить тоже не могут.
Одно радует — все жители защищены в социальном плане. Как пояснили в администрации, в ноябре 2012 года в муниципальную собственность Одинцовского района были переданы детский сад на 40 мест и начальная школа на 80 мест, расположенные в городке. Поэтому все местные дети местами там обеспечены. Ученики старших классов ездят на учебу в село Ершово в 4 километрах от городка на рейсовом автобусе. Кроме того, все жители прикреплены к Ершовской амбулатории, которая также находится в селе. В больнице Звенигорода им оказывают экстренную помощь. Так что жизнь, как говорится, налаживается.
О проблемах подмосковного поселка, кажется, должны знать уже все власть имущие. С 2012 года жители направили десятки запросов в различные ведомства, министерства, лично их главам и даже самому президенту. У них хранится целая папка этих официальных бумаг — все на бланках, с печатями. Но проблема до сих пор не решена.