«Бьют как из Пушкино» — Паустовского все-таки приравняли к великим
В статье с таким заголовком, мы рассказывали о том, что власти Пушкинского района собираются снести уникальный памятник культурного наследия — дачу купца Струкова, где в 30-е годы прошлого века жил и творил Константин Паустовский.
Дача и сама по себе очень интересный объект деревянного зодчества, так как была построена более 135 лет назад. По всему Подмосковью таких построек сохранились считаные единицы, а в Пушкино — всего 15. Хотя еще 15–20 лет назад по всему городу стояли чудесные, как из сказки, деревянные дачи с башенками, узорными наличниками и причудливыми флюгерами. Но потом началась стихийная застройка старой части города, и старые дачи пошли под слом. А где-то их просто варварски поджигали.
Вот и дачу Струковых, которую в СМИ стали еще называть дачей Паустовского, злоумышленники пытались сжечь, когда поняли, что пушкинская общественность вместе с «МК» не позволит снести памятник культурного наследия ради строительства очередного микрорайона уродливых многоэтажек. К счастью, пожар удалось вовремя локализовать — и серьезного вреда зданию он нанести не успел.
Зато после этого в прессе разгорелся такой скандал, что сторонники сноса или переноса памятника в другое место поняли: нужно сдавать позиции. О том, что чиновники решили оставить в покое дачу Струковых, нам сообщила главный защитник культурного наследия Пушкинского района — председатель местного отделения ВООПИиК Алла Громинова.
Сейчас здание еще числится на балансе вечерней школы, но уже на днях его передадут под филиал Пушкинского краеведческого музея. И уже на даче Струковых вовсю кипит новая интересная культурная деятельность. По словам Аллы Алексеевны, только в декабре здесь прошло несколько бесплатных спектаклей для детей и взрослых любительского театра «Классика», который возглавляет местный депутат Светлана Булаева — тоже активная защитница местных памятников культуры.
«Перед Новым годом в зрительном зале мы украсили елку старинными игрушками. Было много местных жителей, у всех приподнятое настроение, ведь это наша общая победа — сколько замечательных зданий уже погибли, а это удалось спасти, — рассказала нам Алла Громинова. — Мы хотим устроить здесь сразу несколько исторических экспозиций. Одна из них, конечно, будет посвящена Константину Паустовскому и его творчеству. Недавно была выставка русского национального костюма. Сюда сможет перебраться музей воинской славы. В нем собраны документы о многих доблестных пушкинцах, которые воевали не только во время Великой Отечественной, но и на фронтах Первой мировой или, например, в Афганистане. Кроме того, тут смогут выступать экологи, биологи. В ноябре прошла лекция о зимующих птицах Подмосковья, а в декабре — презентация, посвященная особым природоохранным территориям Пушкинского района».
«Жизнь в стиле баракко» — чудеса еще случаются!
В этой публикации «МК» рассказал о том, что жители аварийного барака в Озерском районе вынуждены пить воду из батарей отопления, так как все коммуникации в доме прогнили, а местные власти все тянули и тянули со строительством нового дома.
Статья наделала много шума, почти сразу же в Озеры выехала комиссия областного минстроя. Долгострой, о котором мы писали в этой статье, подмосковное правительство взяло под свой контроль — и дом достроили за считаные недели. Это походило на чудо. Такого резонанса от выступления газеты не ожидали даже мы, но, как оказалось, на этом чудеса не закончились.
В статье шла речь о двух домах-бараках. Но если первый из них — в поселке Бело-Колодезский участок Бояркинского поселения — был построен еще в 1969 году, то второй, расположенный в городе Озеры на улице Челнок, всего-то имел пятилетний срок эксплуатации. Но, оказывается, бараки бывают не только древние, но и юные. Износ фундамента, согласно экспертизе, составлял на момент написания статьи уже 60%, одну из стен повело так, что по всему дому пошли трещины.
«Посмотрите, из чего сделаны стены, — жаловались нам жители злополучного дома 18 на улице Челнок. — Гипсокартон, пенопласт, штукатурка, краска. Толщина бетонных перекрытий всего 9 сантиметров!»
Однако, несмотря на все эти явные признаки аварийности и заключение госэкспертизы о том, что дом не подлежит капитальному ремонту — дешевле его снести и построить новый, администрации города Озеры, района и муниципалитета (тогда это еще были две отдельные организации) наотрез отказывались включать объект в аварийный жилой фонд. Более того, жителям предлагали скинуться и построить новый дом за свой счет. И все это только потому, что жили в этой современной развалюхе переселенцы с Крайнего Севера.
Озерские чиновники объясняли свою позицию тем, что дом строили по федеральной программе — и они, мол, тут ни при чем. Формально муниципалитет, конечно, ответственности не нес за этот строительный беспредел. Но по-человечески понять такую бюрократическую позицию мы не могли, поэтому и встали на защиту интересов жителей. Хотя понимали, что помочь им будет очень сложно. Ведь средств на строительство нового дома у муниципалитета нет. Да и как вообще обосновать, что дом через пять лет эксплуатации признан аварийным?
К счастью, ситуация оказалась не такой безвыходной, как мы думали. После нашей статьи проблемами жителей дома 18 на улице Челнок занялись в подмосковном правительстве. Там нашли инвестора, который построил новый четырехэтажный дом на 36 квартир. Причем многие жители получили квартиры не только лучшего качества и планировки, но и большей площади.
«Дом сдали с прекрасной отделкой. У нас была возможность выбрать обои, на полах — ламинат, в ванной хорошая сантехника, качественные двери, — рассказывает руководитель инициативной группы жителей Андрей Таранец. — У нас была возможность контролировать буквально все этапы строительства. Приятно, что за увеличение площади с нас ни копейки не взяли, хотя некоторые семьи получили в подарок до 10 лишних метров площади. 30 декабря нам вручили ключи, и теперь мы можем готовиться к новоселью. Должен сказать, что без личного участия заместителя председателя подмосковного правительства Германа Елянюшкина этот дом нам никто не построил бы. Но в первую очередь нам помогла ваша газета. Без помощи «МК» мы бы до сих пор жили в своем аварийном доме без всяких надежд на новоселье».
«Рубить нельзя, и точка!» — и сабуровский саботаж
Про то, что в Красногорском районе хотят вырубить вековой лес, который был на картах еще во времена Екатерины Второй, «МК» писал несколько раз. Это как раз тот случай, когда к одной и той же теме приходится возвращаться снова и снова. После каждой нашей публикации был положительный резонанс: чиновники и застройщики, чьи интересы они лоббируют, делали шаг назад. Но как только скандал в прессе затихал, они вновь принимались за свое черное дело.
Речь шла о том, что коммерческая структура при потворстве красногорских властей приватизировала лесной участок площадью 30 га, заплатив в казну всего каких-то 32 миллиона, в то время как кадастровая стоимость земли в 14 км от МКАД оценивается в 1 млрд руб.!
Такая фантастическая щедрость красногорских чиновников после статьи «МК» привлекла внимание областного минимущества. Кстати, разрешение на приватизацию участка подписал замглавы Красногорского района Юрий Караулов — тот самый, которого в октябре прошлого года застрелил местный бизнесмен Амиран Георгадзе. Вскоре мы получили официальный ответ из областного правительства, где было сказано, что приватизация лесного участка за такие смешные деньги будет аннулирована. Ура, победа?! Да как бы не так...
«Прошло уже более полугода, а воз и ныне там, — рассказывает депутат Красногорского совета депутатов Игорь Зайцев, главный защитник Сабуровского леса. — Незадолго до гибели Караулова я подходил к нему по этому вопросу. Спрашивал, когда будет расприватизирован участок леса рядом с деревней Сабурово? А он мне: «Я не знаю, как это оформлять. Ты хоть представляешь, какую кашу заварил? Люди деньги заплатили за эту землю, как теперь ее отнять?»
Не смог депутат добиться практического завершения этой истории и от Рассказова, бывшего главы Красногорского района. Получается, раздавать за бесценок бесценную землю красногорские чиновники умеют, а вот возвращать ее обратно — нет? Очень надеемся, что новый руководитель Красногорского района решит наконец этот порядком надоевший вопрос. Господа-чиновники, верните вековой лес людям. Губернатор Подмосковья еще 3 года назад обещал жителям Красногорского района, что в этом месте будет экологический парк. Слово надо держать!
«Кошмар на Рублевке»… продолжается?
В конце прошлого года мы рассказали страшную историю про то, как под боком у богатейших людей России — на Рублевке, в знаменитой деревне Барвиха — собираются зимовать в курятнике два заслуженных ветерана. Дом супругов Чувахиных сгорел год назад, и восьмидесятилетним старикам пришлось перебраться в сарайчик, где когда-то они держали кур. Выделить деньги на строительство нового дома обещали местные депутаты, тем более что бюджет сельского поселения Барвихинское может это себе позволить. Но в последний момент вмешалась одинцовская прокуратура, которая увидела в этом решении депутатов коррупционный фактор. В результате приближалась уже вторая зима после пожара, а пенсионеры так и продолжали жить в курятнике.
После статьи в «МК», вызвавшей шквал откликов, нам казалось, что проблема семьи Чувахиных будет решена быстро. Во-первых, на публикацию мгновенно отреагировало областное и районное начальство. В поселковый совет полетели депеши: «Срочно пришлите документы на погорельцев! То, что у вас ветераны живут в курятнике, — явное нарушение прав человека». Во-вторых, одинцовская прокуратура тоже пошла на попятную. И, наконец, бедой стариков с Рублевки заинтересовался и пообещал помочь подмосковный предприниматель, владелец строительной фирмы.
Прошло всего две недели с момента нашей публикации, а уже по всем федеральным каналам прошли сюжеты, в которых молодой бизнесмен, стоя рядом с погорельцами, обещал под камеры, что старики до Нового года справят новоселье. Пенсионерам помогли найти временное жилье, их поселили в частной гостинице неподалеку от Барвихи. Бизнесмен-благотворитель несколько раз приезжал на участок к Чувахиным и один, и с архитектором. А потом имитация бурной деятельности сошла на нет, и благотворитель... исчез.
«Я звонил ему неоднократно, спрашивал, когда же все-таки начнется строительство дома для Чувахиных, — рассказывает депутат Александр Макаров. — В конце концов ему это, видимо, надоело, и он заявил, что ничего мне не обещал. Мне-то нет, а вот Чувахиным, причем под камеры, еще как обещал».
В итоге депутаты вернулись к плану А, решено было вновь оформить матпомощь для погорельцев. Но тут вмешался злой рок — внутри самого совета депутатов началась склока. В результате депутаты судятся, глава поселения ушел в отставку. А жители остались и без власти, и без помощи. Нынешний состав совета депутатов даже бюджет на 2016 год не может принять.
Пока идет вся эта бюрократическая возня, случилась еще одна трагедия — умер Юрий Алексеевич Чувахин. Причем, как мы и напророчествовали в своей первой статье, от воспаления легких. Говорят, он все время проводил у себя на участке, нередко оставался на ночь в курятнике, вот и застудился. Статья в «МК» заканчивалась риторическим вопросом: неужели нужно, чтобы старики замерзли насмерть, чтобы чиновники (все: муниципальные, районные и областные) опомнились и помогли погорельцам? Наш страшный прогноз сбылся, но оказалось, что даже после такой трагедии ничто не изменилось...
Недавно по телевизору показали сюжет из далекой российской глубинки: во время новогодних праздников в деревенский дом залетела петарда, и он сгорел. Соседи и власти скинулись и построили новый. Погорельцы уже готовятся справить новоселье. Но Чувахины живут не в глубинке, а на Рублевке, в знаменитой Барвихе, где самая дорогая земля, где живут самые богатые люди. Не приведи господь попасть в беду рядом с такими соседями...