Система в тестовом режиме в регионе начала действовать с июня прошлого года, а уже с декабря 15-го вступила в промышленную эксплуатацию. Сегодня в ней работает около 3,5 тыс. операторов, социальный статус которых до сих пор не определен. В среднем на одного оператора приходится около 50 тыс. жителей.
— У нас набран полный штат, — говорят в самом крупном подмосковном городе Балашихе.— В сутки принимаем по 750–800 звонков, уже адаптировались к работе. К нам обращается каждый 3-й житель города. На первом месте «скорая помощь», потом полиция. Отвлекают от исполнения обязанностей хулиганы, их ложные вызовы. Вычислить, персонифицировать этих шутников пока возможности не представляется.
Среди балашихинских операторов 112 есть даже свои герои. Здесь рассказывают, что однажды по этому номеру позвонил автолюбитель и сказал, что потерял ориентацию. «Выехал с АЗС, где заправился, проехал метров 300 — и теперь стою на какой-то дороге, которая не знаю, куда ведет», — сбивчиво сообщил свою историю бедолага.
Вот попробуй помоги такому человеку.
Помогли. А знаете как? Поинтересовались, сохранился ли у него чек с автозаправки? К счастью, сохранился, и по номеру чека удалось определить местонахождение заправки, которая благополучным образом находилась в базе данных. Операторы подсказали, как выбраться на федеральную трассу.
Служба работает. Но проблем еще много. Операторы просят региональные власти поднять зарплату, ввести их в единую тарифную сетку. А главное — до сих пор непонятен социальный статус этой профессии, вопрос завис в воздухе. По своей сути она является государственной службой, но содержится на средства муниципальных бюджетов. Поди разберись: кто они такие — операторы 112 — и как их теперь называть?
Вопрос имеет значение. В частности, от него зависит, будут ли у операторов льготы при выходе на пенсию. Ведь в советские времена простые телефонисты выходили на заслуженный отдых на 5 лет раньше, «за вредность». А у операторов 112 работа намного тяжелее.
Среди нерешенных на сегодняшний день проблем (это касается не только Балашихи, а всего региона) специалисты называют и такую: звонящие часто воспринимают 112 как справочную службу, телефон доверия или как психологическую помощь. Может быть, в штат даже придется вводить психологов.
В ГУВД МО разделяют негодование своих коллег из 112 по поводу ложных сообщений, которые нам строить и жить совсем не помогают. По каким-то причинам определить таких хулиганов могут только в ФСБ. Она, возможно, и определяет, но информацией с полицией почему-то не делится.
— А было бы нелишне напомнить об ответственности, — говорят в органах полиции. — Если ложный вызов, скажем, «скорой» считается мелким хулиганством и подпадает под Административный кодекс с маленьким штрафом в 1–1,5 тыс. рублей, то ложное сообщение о терроризме — это уже уголовная статья. Со штрафом 100 тыс. рублей и заключением до 5 лет.