Губернатор Московской области Андрей Воробьев сообщил в прошедшее воскресенье, что в Подмосковье в 2016 году начнется строительство четырех платных переездов. Стоимость проезда по ним может составить от 30 до 80 руб.
В 2014-м и 2015-м область строила по 4-5 путепроводов в рамках программы «Свободный переезд» за счет госсредств. Объекты сооружаются на участках дорог, где поток машин составляет до 80 тыс. в день. К сожалению, такие темпы строительства недостаточны, потому что точек, где автомобильные дороги пересекаются с железной, более 100, и так как движение поездов с каждым годом становится все интенсивнее, машинам приходится стоять на переездах по несколько часов. Отсюда возникло решение – с помощью привлеченных средств инвесторов ускорить процесс строительства путепроводов. Строительство тоннелей и многоуровневых развязок над железной дорогой стоит дорого – от 1,5 до 4 млрд. руб. и занимает до двух лет.
Эта новость вызвала неоднозначный резонанс у жителей области.
«Удивляюсь, почему наши чиновники до сих пор не додумались приватизировали все улицы и перекрестки в области, – возмущается Олег, житель Ногинского района. -- Мне от дома до работы нужно пересечь два переезда. Сейчас я трачу на это час своего времени – приходится ждать, когда переезд откроют. А в будущем придется платить 320 рублей в день, чтобы не стоять в пробках?
- Возмущение подмосковных жителей понять можно, у них уже есть печальный опыт проезда по платным дорогам, – говорит социолог Игорь Зайкин. - Помните, сначала проблемы были на платном участке трассы М-4 «Дон», там люди часами простаивали в очереди к терминалам оплаты, так как их было очень мало.
В этом году новый скандал – концессионеры трассы М-11 «Москва-Санкт-Петербург» так задрали тарифы на проезд, что платной дорогой никто не пользуется, а на Ленинградке пробки. Вообще, идея платного проезда в условиях кризиса, никогда не будет пользоваться популярностью у народа – у него сейчас и без того много всяких возросших трат, а доходы не растут, напротив, падают. Опять же у людей возникает законный вопрос: почему за строительство дорожной инфраструктуры они должны платить из своего кармана, если честно заплатили государству налоги?
На эти риторические вопросы нам вряд ли кто-то даст внятный ответ. Поэтому мы решили выяснить хотя бы какую-то конкретику по новому коммерческому проекту. Вопрос первый, который очень волнует наших читателей, будет ли продолжена государственная программа «Свободный переезд», которая осуществляется за бюджетные деньги?
«Естественно, мы ее продолжим, – заверили нас в Главном управлении дорожного хозяйства Московской области. – Как раз во вторник губернатор Подмосковья Андрей Воробьев откроет движение по очередному путепроводу на 87 км железнодорожного перегона Михнево-Жилево в Ступинском районе. А всего их было построено в рамках программы за последний год 5. В разной стадии строительства еще 6, и в 2016 году мы начинаем еще 3 новых объекта. Так что путепроводы за счет бюджета как строились, так и будут строится. Безусловно, движение по ним для всех видов транспорта будет бесплатным.
Например, строительство путепровода у деревни Жилево выполнено в рамках трехстороннего соглашения между правительством Московской области, Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ОАО «Российские железные дороги. Объект включает транспортную развязку и надземный путепровод с шестиполосным дорожным полотном (по три полосы в каждую сторону) длиной 105,7 метров и максимальной высотой 14 метров. Его общая протяженность составляет около трех километров, пропускная способность - более 50 тыс. автомобилей в сутки».
Второй вопрос касается именно платы за проезд по концессионным путепроводам. Как чиновники рассчитывали стоимость проезда, откуда взялась цифра 30-80 рублей? «Мы отобрали 12 объектов, где могут быть построены путепроводы в рамках государственно-частного партнерства. Из 12 мы получили коммерческое предложение по 4 объектам: в Домодедове (Востряково), в Балашихе (Черное), в Одинцовском районе (Кубинка) и в Пушкинском районе (Правдинский). Мы предполагаем, что проезд будет стоить от 30 до 80 рублей в зависимости от категории автомобиля. Сроки реализации проекта: 2016-й – конкурс и проектирование, 2017-й– строительство. У водителей, безусловно, останется бесплатная альтернатива проезду», – рассказал «МК» зампред правительства МО Денис Буцаев.
Руководитель одной из финансово-аналитических компаний Михаил Бурмистров полагает, что стоимость проезда не должна превышать 10-15 рублей для легковых автомобилей и 20-30 рублей — для грузовых. Иначе автовладельцы будут просто игнорировать виадуки, предпочитая лишние 20 минут промаяться в пробке перед шлагбаумом, чем расстаться почти с сотней рублей за одну минуту. При этом необходимо оставить переезды, которые существуют, уверен Бурмистров, чтобы небогатые и неторопливые водители могли пользоваться ими по-старому — бесплатно.
И третий вопрос – будет ли альтернатива платному проезду? Как нам сообщили, в ГУДХ области, безусловно, бесплатные пути объездов будут. Но не уточнили, где именно. Эксперты же поясняют, что такие переезды могут оставить на другом конце города, и людям придется делать нелегкий выбор: время – деньги.